Продолжать - также сложно, как начинать. В 2007 году в Перми состоялся II Международный этнофутуристический фестиваль KAMWA. Первый фестиваль открыл новые горизонты, фестиваль 2007 года должен был их расширить.
После первого фестиваля мы убедились в большом интересе публики к идейному вектору - «этнофутуризму». Но это понятие до сих пор вызывало «священный трепет» у зрителей и непонимание среди интересующихся современной культурой. Мы решили более наглядно познакомить пермяков с арт-направлением, представив выставку работ художников-этнофутуристов «Искусство Света». В ней приняли участие финно-угорские и тюркские авторы, творческая философия которых строится на переосмыслении древних символов и этнической матрицы. Не обошлось и без дискуссий ученых, этнографов и лидеров этнофутуризма на тему нового в национальной культуре.
Василь Хананов, Башкирия Разговор об этнофутуризме. Выставка «Искусство Света»
Гостья из Удмуртии на открытии выставки «Искусство Света»
Расширилась география участников, программа наполнилась новыми форматами, углубились ключевые понятия этнической культуры. Фестиваль даже выехал с программой в Коми-пермяцкий округ и посетил старинный праздник Зажинки в селе Архангельское. Во время Фестиваля состоялась презентация первого диска коми-пермяцкого фольклора из серии «Золотой фонд Пермского края».
На концерте в Кудымкаре
Праздник Зажинки в селе Архангельское
KAMWA прокладывала новый, во многом, неизведанный путь.
География фестиваля
На вторую КАМВУ в Пермь приехали музыканты, танцоры, художники, модельеры из разных уголков многонациональной России. Магистральную для фестиваля финно-угорскую линию представили проекты из Петрозаводска (группа Sattuma, группа Ва-Та-Га), группа «Птица Тылобурдо» из Ижевска, мордовская группа «Торама». Республику Коми представили художник Павел Микушев, ставший другом KAMWA, этномодельеры Наталья Кривцова и Ирина Арсентьева. Более сотни участников из Карелии, Эстонии, Удмуртии, Мордовии, Ханты-Мансийского округа, Алтая, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Красноярска приняли участие во втором фестивале.
Фестиваль KAMWA всегда поддерживал творческие проекты из Перми и Пермского края. И 2007 год не стал исключением. Пермь была проявлена в проектах Ивана Степанова и группы In Toto, в песнях фольклорного ансамбля «Тишина», группы «Ярос», в выступлении театра-студии ANIMA DANZA и театра МИМИКРИЯ.
Аутентичную традицию Прикамья представили фольклорный коллектив «Эр Ужара» из деревни Сызганка Суксунского района Пермского края и ансамбль «Кукушка» из Кочевского района Коми-Пермяцкого округа.
Эр Ужара (д. Сызганка, Суксунский район)
Участники
Хедлайнерами KAMWA 2007 стали ключевые фигуры мира этнической музыки. Впервые фестиваль посетил собиратель фольклора, хранитель традиций, вокалист, инструменталист, один из самых ярких российских представителей жанра world music Сергей Старостин вместе с популярным этническим барабанщиком Марио Калдарару.
Сергей Старостин
Марио Калдарару
Состоялась первое знакомство с уникальным проектом, единственным в своем роде коллективом «Ва-Та-Га» из Петрозаводска. Впервые в Перми звучали поморские, заонежские народные песни в исполнении «Ва-Та-Ги», этно-эмбиент и фольклорный джаз.
Группа «NERVENKLINIK» из Санкт-Петербурга потрясла воображение зрителей Фестиваля KAMWA музыкой в стиле «этнопанк» и энергетически мощным живым исполнением с порванным баяном (в буквальном смысле).
![](http://cs622030.vk.me/v622030165/38c65/Uc-cHRW9lDE.jpg)
«NERVENKLINIK» (Санкт-Петербург) Чейнеш (Алтай)
KAMWA открыла пермякам и гостям фестиваля музыкальную культуру индейцев Анд в исполнении Трио «Kirkincho sp.» на испанском языке и на государственном языке Империи инков.
Семейный музыкальный квартет народной музыки «Sattuma» из Карелии вовлек в творческий диалог ценителей финских, карельских, русских традиционных мелодий и песен.
Женское горловое пение из отдаленного села Республики Алтай представила на фестивале Чейнеш. Хрупкая женщина - достойный продолжатель традиции "кайчи", сказителей - удивила всех гостей фестиваля KAMWA.
Уже знакомые по первому фестивалю группы «Птица Тылобурдо» (Ижевск) и «ВеданЪ КолодЪ» (Красноярск) вновь прибыли на фестиваль. Девушки «Птицы Тылобурдо» представили на фестивале программу «Внутренняя Удмуртия» - «венки» из удмуртских обрядовых напевов. А «ВеданЪ КолодЪ» вновь погрузил зрителей в атмосферу языческого фолка.
Семейный музыкальный квартет народной музыки «Sattuma» (Карелия)
Птица Тылобурдо (Ижевск)
«ВеданЪ КолодЪ» (Красноярск)
Индийский колорит внес в Фестиваль KAMWA 2007 театр танца «Апсара» из Санкт-Петербурга, познакомив пермяков с индийским классическим танцем кучипуди, бхаратанатьям, одисси, мохиниаттам, катхак.
Театр танца «Апсара» (Санкт-Петербург)
Во время гала-концерта на стадионе "Юность"
Участники гала-концерта на стадионе "Юность"
Форматы и площадки
В 2007 году фестиваль KAMWA начал осваивать новые площадки и новые форматы.
Фестиваль прошел на сценических площадках и улицах Перми: арт-клуб отеля Урал, который надолго стал «вторым домом» фестиваля, центральный выставочный зал, где состоялась выставка художников-этнофутуристов «Искусство света» и круглый стол «Символы этнофутуризма», в сквере Швецова и на стадионе «Юность», где состоялся гала-концерт участников KAMWA 2007. Выездные программы фестиваля прошли в Музее Хохловка, в Кудымкаре - столице Коми-Пермяцкого округа и в селе Архангельском Юсьвинского района. Колорит древнего обряда «Сбор первого снопа» на празднике «Зажинки» поразил своей аутентичностью и столичных гостей и финно-угорских участников и молодых пермяков.
«Праздник Нового Хлеба» в Хохловке
Многие из новых форматов стали традиционными для последующих фестивалей KAMWA.
В 2007 году впервые был заявлен формат ЭтноМода, в рамках которого художники-модельеры демонстрировали свои коллекции этнической одежды. Позже этот формат перерос в полноценный фестиваль «ЭТНОМОДА». Был найден необычный формат - ЭтноМедиа, в котором совместились выступления этномузыкальных групп, видеоинсталляции, перформансы и этнографическое кино. ЭтноТеатр - для многих явился открытием - комедия на коми-пермяцком языке «Гузи да Мези» собрала аншлаг.
Впервые состоялся «Праздник Нового Хлеба» в Хохловке - событие, красной нитью проходящее через многие фестивали KAMWA. Прямое и душевное общение проходило на мастер-классах по индийскому танцу и коми-пермяцкому Тупи-Тапу.
«Праздник Нового Хлеба» в Хохловке
Это было важное время закладки традиций KAMWA, которые на долгие годы вперед определили путь развития фестиваля.
Латентные шаманы / Юлия Баталина «Эксперт Урал» №30(293) / 20.08.2007.
Фестиваль «Камва», появившись в Прикамье год назад, вызвал большой резонанс среди угро-финских народов и государств. Не потому что фестивалей мало, а потому что он один такой - фестиваль этнофутуризма. «Камва» показала: contemporary art тоже может быть мощным, красивым и духовным. Настоящий фурор фестиваль вызвал в столице Коми-Пермяцкого округа, куда он переехал после Перми. В 30-тысячном Кудымкаре зрителей на гала-концерт собралось больше, чем в миллионной столице Прикамья, а в ночном шоу костров «Огни на Иньве» принял участие весь город. Значит, людям недостаточно традиционного и официального искусства - сдерживаемого канонами, коммерческого или пропагандистского. «Камва» получилась для тех, кто ценит в искусстве все подлинное и новаторское.
Афиша / Персоны / Наталия Шостина. Интервью Натальи Овчинниковой.
«КАМВА» грядет! Звучит масштабно, но таков уж формат этнофутуристического фестиваля. В прошлом году он был проведен впервые, а ныне уже числится в ряду главных представляющих Пермский край мероприятий.
Искусство, которого не хватает в жизни. Екатерина Оборина. Пермский обозреватель, еженедельная деловая газета. №31 (333) 13 августа 2007 года | Фестиваль.
По мнению гостей, «Камва» - это уникальное событие в современной этнокультуре России. В первую очередь, благодаря атмосфере фестиваля, уровню и качеству организации, смелым масштабам и насыщенностью событий. Они отметили и своеобразный стиль фестиваля, в котором одновременно сочетались уважение к традиционной культуре и экспериментальные формы соединения новых технологий и темы прошлого. «Фестиваль стал отличной моделью всеобщего праздника с позитивным зарядом добра и интереса»