один старообрядческий священник рассказал преинтересную штуку - оказывается, раньше на Руси вместо нот использовались так называемые крюки, или знамена. Было так называемое знаменное пение, которое ныне сохранилось, кажется, только у старообрядцев. Корни этого дела в Византии, в дорийском тетрахорде(это звукоряд из 4х звуков), но они развились в нечто совершенно самобытное.
выглядело это примерно так
но, как вы понимаете, весь интерес не во внешнем виде.
хотя внешний вид мне тоже очень нравится =)
но главное - тут совершенно другой звукоряд, а соответственно и все гармонии другие.
как видно, звукоряд поделен на 4 раздела с одинаковыми интервалами, и с каждым разделом смещение на полтона. сначала вызвало ассоциации с балалайкой, но к сожалению на катит. хотя теория была хороша =)
пишут, что в строении древних церковных мелодий нет диссонансов, нет и ни чисто мажорного, ни чисто минорного сочетания звуков. и несимметричная ритмическая структура.
дико жалко, что сейчас все это утеряно и забыто. вон как татары носятся со своей пентатоникой.
хотя вот в инете пишут, что "Мелодии знаменного распева использовали в своих сочинениях П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов". надо будет послушать! )