Давно собираюсь что-нибудь написать про впечатления о жизни во Владивостоке, где, как помнят постоянные читатели, мы с супругой живем уже почти полгода. Уже успела слететь с глаз пелена восхищения городом, и теперь все чаще критический взгляд преобладает над восторженным.
Про город
Город Владивосток. Тут везде сопки, море, сопки, лесенки и снова сопки. На каждом шагу открываются панорамные виды, которых мне очень не хватало в сибирском равнинном мегаполисе. Поэтому сначала было красиво. Очень-очень красиво. А потом я начал смотреть не только вдаль.
Во-первых, грязно. При виде дворника хочется загадать желание, настолько это редкое зрелище.
Во-вторых, асфальтированных тротуаров и пешеходных дорожек не в центре города крайне мало. Вкупе с обилием горок, сопок и лесенок - трудновато ходить даже от дома до остановки. С плохо скрываемым ужасом ждем зимы, когда местные косогоры начнут покрываться льдом.
В-третьих, из-за рельефа здесь нет дорог-дублеров, поэтому из-за мелкого ДТП, дорожных работ или даже легкого дождика весь город рискует встать в пиздецовую пробку.
В-четвертых, инфраструктура хромает не по-детски. Магазины, аптеки, цветы, кафе, банки, салоны связи - все это добро кучкуется около крупных остановок и магистралей, а в шаговой доступности отсутствует. Зато в изобилии всевозможные СТО, автомойки и шиномонтажки.
В-пятых, тут полнейшая жопа в сфере ЖКХ. Отсутствие горячей воды на протяжении 2 месяцев - в порядке вещей! Не считая однодневных отключений, которые случаются регулярно раз в 1-2 недели. Время от времени вырубается свет. А иногда воду и свет отключают одновременно, что создает неподражаемый эффект полной безысходности.
В общем, Владивосток - город прикольный, если приехать сюда отдохнуть на пару недель. Гулять по центру, любоваться морем, мостами и архитектурой. Но не жить. Для нормальной жизни этот город не приспособлен совершенно.
Про работу
Изначально, меня звали сюда, чтобы, используя мой опыт работы в «Ленте», хотя бы немного приблизить уровень местного ритейла к европейским и мировым нормам. Или, во всяком случае, так я понимал свою задачу. На деле же, мало кому здесь это оказалось нужно и интересно. Здесь никто и слыхом не слыхивал таких матерных слов, как LFL, KPI, Price Index, Service Level. Ведь если все и так работает, по тем же правилам и принципам, что и десять-пятнадцать лет назад - зачем что-то менять? Особенно, когда хочется сэкономить на всем - от численности сотрудников до оплаты их труда. Не говоря уже о затратах на маркетинг, ремонт и техническое оснащение офисов и магазинов.
Знаете, есть у меня такой пунктик - о конторах я сужу по состоянию их санузлов. На моей нынешней работе он, например, ужасен. Хотя, честно говоря, с этим здесь вообще везде беда, даже в кафе и барах. Как и с качеством воды из-под крана.
Про магазины-рестораны
Все больше понимаю, как сильно скучаю по хорошим ресторанам. Здесь они есть, но реально хорошие заведения - реально дороги. В целом уровень ресторанной культуры - очень низок, по кабакам с хорошей кухней и обслуживанием народ ходит мало и редко, и в основном узкая прослойка мажоров (потому и цены высоки). Большей популярностью пользуются заведения китайской кухни и уличный фаст-фуд.
Не слишком развита и розничная торговля. Такого, чтобы можно было приехать и в одном месте затариться продуктами, одеждой, техникой, покушать, да еще и сходить в кино - такого нет. Не сказать, чтобы я был фанатом моллов, скорее наоборот - но и по ним скучаю. Лучшее из того, что здесь есть, примерно соответствует уровню новосибирского ТЦ «Москва».
И при всем этом ценник тут совершенно немилосердный, особенно на продукты питания. В Новосибирске я не мог представить себе пакет молока за 85 рублей или килограмм перемороженного мяса за 400, а в Приморье увидел такие чудеса своими глазами. То есть жить здесь совершенно ни разу не дешево.
Отдельного упоминания заслуживает местный говор и словечки. Поначалу это кажется милым, но потом начинает все больше раздражать. Итак,
немного региональной лингвистической специфики:
Павильоны в торговых центрах здесь зовут «бутиками». Независимо от площади, ассортимента и уровня цен. Иногда даже с ударением на первый слог.
Кондиционер - прости господи, «кондишка».
Пиздец - «пиндыр».
Семь - «сем».
Восемь - «восем».
Бухгалтерия - «буГалтЭрия».
Набережная - сокращенно «набка».
«Солянка» - это тушеная капуста.
А вот «сборная солянка» - это уже привычный нам суп.