Посмотрел «28 панфиловцев»

Dec 12, 2016 21:00




Отставить насмешки! Кто понял жизнь, тот не спешит, как говорится.

Имею следующие впечатления.

Всё что появляется и звучит в кадре - очень круто. Я не специалист, но картинка и звук меня впечатлили. Особенно, звук. Ещё есть несколько действительно живых диалогов. Специалисты, опять же, наверное, отметят точность деталей: обстановки, одежды, формы, техники. Но я не специалист, поэтому отмечу только её правдоподобность. Хорошо, что нету дежурной и бессмысленной обнаженки. И самое главное, нету ни одного антисоветского момента. (Ну, кроме того, что вообще всё советское из фильма тщательно вырезано. Нет ни Сталина, ни СССР, ни советского народа - ничего этого нет даже в торжественных речах командиров и политруков. Есть только «Россия» и «русские», но об этом и так уже все всё сказали.)

Собственно, если добавить, к сказанному, что это фильм про Войну, то хорошее на этом и заканчивается. И тот факт, что этого сегодня достаточно, чтобы кино продолжало собирать наполовину полный зал даже спустя несколько недель после премьеры, - не столько повод радоваться, сколько красноречивое свидетельство упадка отечественного кинематографа.

Конечно, сыграл роль факт народного участия в создании фильма. И понятно, что это кино означает для всех нас - первый опыт и всё такое. Но лично я хотел бы трезво оценить то, что получилось в итоге.

Самый большой вопрос из числа «технических» - к сценарию. Он примитивен. При этом одновременно и первая, «диалоговая» часть явно затянута раза в два, и развития персонажей, или хотя бы достаточной их прорисовки, нет. Диалоги существуют не для решения этой задачи, а сами по себе, просто «для атмосферы», но для этого их в фильме явно чересчур. В итоге, кроме сержанта («Спокойно жжем танки!»), у которого я даже имени не запомнил, и отметить по большому счету некого. Непонятно даже, кто там в фильме Панфилов. Наверное, те, кто читал «Волоколамское шоссе», или интересовался историей этого боя, смогут опознать всех персонажей, но как быть с «широкими народными массами»? Сравните, например, с фильмом «Взвод» Оливера Стоуна.

Игра актеров в целом хороша, но есть досадные вещи - например, у некоторых просто нет голоса, некоторые запинаются при произношении текста. И не надо говорить, что это повышает реалистичность. В чем-то реалистичность нужна, а в чем-то вредна.

Но самое печальное, что фильм получился... обывательским, что ли? Ну, вот взять немцев. Что про них можно сказать после просмотра? Да ничего. Просто какие-то люди, говорящие на иностранном языке, нападают на наших. Почему они нападают, чего хотят, что несут - неясно. Почему весь мир, по словам командира, следит за исходом сражения под Москвой - непонятно.

А что наши? Они говорят много громких слов, о том, что воюют за Родину, за Россию. Но где в фильме эта Родина, что это такое? Кроме мимолетной и совершенно неинформативной (вставленной, как и большинство диалогов, «для атмосферы») сцены с девушкой больше там ничего нет. Политрук (если я правильно запомнил) рассуждает о разнице между словами «Родина» и «отечество», говорит, что они сражаются за отечество, то есть за то, как жить, а не просто за то, где жить. Это очень хорошо, но где в фильме показан этот наш особый образ жизни, за который воюют 28 панфиловцев, в чем он заключается? И, как уже было сказано, непонятно, что же так угрожает этому образу жизни.

Обратите внимание, я даже не предъявляю претензий по поводу того, что нет в фильме ни коммунистической идеологии, ни фашистской, ни их противостояния. Я говорю о том, что даже заявленная тема защиты Родины не раскрыта.

В итоге, о чем фильм, на самом деле, непонятно. Чему он должен научить, неясно. Тому, какие крутые мужики были наши предки и как они круто уделали немцев? Ну так это и есть обывательщина. Те, кто что-то читал, учил, знает - конечно, всё додумают. Но в этом случае, мы имеем не самостоятельное произведение, а всего лишь иллюстрацию.

Спасибо, конечно, что появился ещё один военный фильм, который хотя бы не поливает грязью наше прошлое, но хотелось бы, чтоб в следующий раз в нем ещё был и какой-то смысл. И если всё дело во вмешательстве запомоенного ведомства Мединского, то, мое такое мнение, не нужно больше с ним «сотрудничать» - лучше вовсе вернуть собранные деньги, если их не хватит, или поискать других спонсоров.

культура, история, фильмы

Previous post Next post
Up