«Театр-Театр» - это только начало?

Sep 13, 2016 11:00





Пошёл уже второй месяц с тех пор, как министр культуры Пермского края Игорь Гладнев уволил художественного руководителя «Театра-Театра» Бориса Мильграма. Однако некоторые показательные отголоски этого события слышны до сих пор.

Так, 24 августа 2016 года в американской газете «The New York Times» выходит статья «Москва подавляет восстание, на сей раз - художественное». Автор статьи Иван Нечепуренко пытается подать произошедшее так, будто «репрессии» против Мильграма организованы лично Путиным через Басаргина и Гладнева, которые «уничтожают» «культурное наследие» бывшего губернатора Чиркунова.


Наше внимание в данном случае привлекло не содержание статьи (обычная пропаганда), а сам факт высказывания. Дело в том, что нечто подобное в исполнении тех же сил мы уже видели, когда государство брало под свой контроль скандально известный музей «Пермь-36», отодвигая от него сопротивляющихся иностранных агентов из числа местных «либералов». При прежнем руководстве музей так же, как и «Театр-Театр», мягко говоря, не вписывался в «Основы государственной культурной политики». Тогда тоже велась борьба против Гладнева, который прилагал усилия, чтобы очистить мемориальный центр от материалов и кадров, отмывающих бандеровцев и «лесных братьев», уравнивающих фашизм и коммунизм, пропагандирующих необходимость трибунала над СССР. При этом нужно отметить, что действия минкульта в ту пору были такие же вялые, как и сейчас (хотя сейчас они вообще никакие). А «либеральная» оппозиция, как и сейчас, грызлась до последнего. Единственное, что тогда решило вопрос в пользу патриотического большинства и здравого смысла, - это политическая воля Москвы. Даже основные информационные удары (типа передач НТВ) наносились с федерального, а не с местного уровня.

Конечно, в случае с «Пермью-36» давление из-за рубежа было куда более масштабным. Оно и понятно - «Пермь-36» финансировалась в значительной мере из зарубежных фондов, и очевидно, что на Западе были лица, мягко говоря, переживавшие, что данное учреждение переходит под контроль государства. Переживал министр иностранных дел Германии Штайнмайер и госминистр по делам Европы в немецком МИДе Михаэль Рот, летавший в Пермь наряду с другими иностранными дипломатами, пытавшимися урегулировать данный вопрос или хотя бы оказать помощь АНО «Пермь-36». Ну и, как было сказано выше, публиковались материалы в защиту иностранного агента в ведущих западных СМИ.

Так, например, 30 августа 2015 года в той же «The New York Times» вышла статья под названием «Противоборство вокруг истории лагеря на севере России». Материал был посвящён тюремному лагерю, находившемуся в Соловецком монастыре, но автор также посетовал на то, что «Пермь-36», бывший лагерь, сохраненный в качестве музея политических репрессий, был в этом году превращен в музей трудовой истории».

Сразу же вслед за «The New York Times» отреагировало и другое влиятельное американское издание - «Washington Post». 9 сентября 2015 года там выходит статья «Как путинская Россия стирает память о преступлениях Сталина», в которой также поднимается вопрос о «Перми-36». Были и другие публикации в крупных западных изданиях, и примечательно, что многие из них в русском переводе размещались на сайте «Открытая Россия» Михаила Ходарковского.

Выход материалов в таких изданиях, как «The New York Times» и «Washington Post», - это особый сигнал, как американскому политическому истеблишменту, так и прозападной части российской элиты. Сигнал о том, что необходимо вмешаться. Правда, «Перми-36» это не помогло - времена уже не те.

Тем не менее, зарубежная медиа-поддержка была оказана и «Театру-Театру». Материал «The New York Times» о том, как Путин подавил «культурную революцию», готовился давно - ещё в мае текущего года Игорь Гладнев опубликовал своё интервью, данное американскому изданию. Это большой и содержательный текст о пути российской культуры, от которого в итоговой статье осталась лишь пара фраз и насмешки в адрес министра. Возможно, Гладнев предвидел такой результат, потому и поспешил опубликовать свои слова заранее. Кстати, перевод американской статьи также вышел на «Открытой России» Ходарковского…

В сатирическом тоне познакомило российскую публику с содержанием статьи Нечепуренко и РИА Накануне.RU:

«С подачи Путина Басаргин якобы назначил на должность министра культуры Пермского края Игоря Гладнева, который уничтожил прорастающие сквозь пермскую грязь и бетон ростки западной цивилизации, называя их сорняками. В результате такой «прополки» Гельман вынужден был бежать в Черногорию, создатели музея "Пермь-36" - в Албанию, экс-губернатор Чиркунов - во Францию».

В свою очередь, на эту публикацию отреагировал уже Олег Чиркунов, который написал на своей странице в фэйсбуке:

«Во-первых, справедливости ради должен заметить, что на федеральном уровне, в том числе и высшим руководством страны, проект «Пермь - культурная столица Европы» всегда поддерживался.  Во-вторых, я никуда не сбежал!»

Чиркунов - это один из отцов-покровителей авантюрного эксперимента, который в американском издании назвали «художественным восстанием» (официально данный проект носил название «Пермь - культурная столица Европы»). Что же побудило Олега Чиркунова вполне серьезно отреагировать на сатирический текст?

Видимо, образ бунтовщика, сбежавшего из России за границу, конструируемый американским СМИ, совсем не по душе бывшему губернатору. Во-первых, такой образ очень сильно напоминает всё того же Ходорковского - главного заграничного борца с российским политическим режимом. Не думаю, что Олег Чиркунов, имея бизнес и серьезное политическое влияние в Перми, мечтает пойти по пути Ходорковского.

Не нравится Чиркунову и противопоставление «культурных революционеров» Путину. Именно поэтому он говорит о государственной поддержке своей культурной политики. Однако, это тоже лукавство. Проект «Пермь - культурная столица Европы», осуществлялся в 2008-2012 гг. - во времена президентства Дмитрия Медведева. Начинание Мильграма и Гельмана при поддержке Чиркунова, вписывалось в тогдашнюю культурную политику центра. В июне 2010 года президиум партии «Единая Россия» утвердил проект «Культурный альянс». По слухам, его разработчиками были Марат Гельман и Владислав Сурков. Проект предполагает экспорт пермской «культурной революции» на другие региональные центры. В «Альянс» вошли Тверь, Ижевск, Петербург, Ульяновск и др. То есть Пермь использовали как полигон для отработки культурного проекта, который планировалось транслировать во все регионы.

Но в 2012 году политика стала меняться, что привело к отставке Олега Чиркунова и к сворачиванию пермской «культурной революции». В New York Times  этот поворот связывают с именем Владимира Путина, который в 2012 году сменил на президентском посту Дмитрия Медведева. Очевидно, что американская газета решает свои пропагандистские задачи, пытаясь изобразить Путина в роли подавителя «художественного восстания». И хотя это поверхностный взгляд (политический поворот больше связан с попытками устроить в Москве «майдан» в 2011-2012 гг.), но тем самым статья переводит конфликт «Гладнев-Мильграм» в конфликт «Путин-Мильграм», а это не просто ослабляет позицию Мильграма (и самого Чиркунова), но ещё и придает дополнительный вес обращению пермских деятелей культуры к Президенту (см. стр. 3 данного выпуска). Российская элита внимательно следит за публикациями в ведущих зарубежных изданиях и не только прозападная, но и консервативная - так что данный момент, возможно, не останется незамеченным.

Кстати говоря, «Пермь-36» вполне вписывался в культурную политику Мильграма-Гельмана. Гельман, возглавляя музей PERMM, не раз сотрудничал с «Пермью-36» в различных форматах. В бытность же Мильграма министром культуры Пермского края, а затем профильным вице-премьером, АНО «Пермь-36» получала многомиллионное финансирование из краевого бюджета (и одновременно из зарубежных фондов!).

Поэтому неудивительно, что, например, нынешним руководителем пресс-службы «Театра-Театра» является Нина Соловей, которая ранее, во времена расцвета «Перми-36», была куратором культурной программы международного форума «Пилорама», проводившегося ежегодно на территории мемориального комплекса и финансировавшегося из краевой казны. Под её руководством со сцены «Пилорамы» звучали такие песни, как «Ваш Путин - фашист», «Менты убивают молодых», «Я готова, а ты готов поджигать ночью машины ментов?», и другие «хиты» оппозиционной музыкальной сцены. Когда министром культуры стал Игорь Гладнев, форум прекратил своё существование.

Неудивительно так же, что за «Театр-Театр» вступилась Марголина - «ангел-хранитель» АНО «Пермь-36», по выражению её директора.

В общем, «Пермь-36» и «Театр-Театр» - это проекты одной и той же пермской либерально-оппозиционной тусовки. Проекты, вызывающие горячее одобрение и поддержку Запада, с которым Россия фактически находится в состоянии холодной войны… При этом «Пермь-36» гораздо важнее, т.к. помимо задач на историко-культурном «фронте», она призвана была решать и сугубо политические задачи, например, осуществлять подготовку прозападного актива: депутатов, журналистов, общественников и т.д. И это наводит на мысль, что победа «либералов» в борьбе за драматический театр, выявившая полную беспомощность краевых властей, будет развита именно в этом направлении.

Тот факт, что этого не происходит прямо сейчас, не должен нас успокаивать. Давайте вместо этого задумаемся и попробуем оценить глубину проблемы, которую высветило поражение краевых властей в этой политической схватке. Большая часть пермских СМИ захвачена Скривановым, Чиркуновым и другими «либералами» (а 59.ru просто принадлежит западным владельцам). По мнению некоторых аналитиков, Скриванов собирается посадить своих подручных на каждое третье место в пермском заксобрании (и никаких предвыборных рецептов тут дать невозможно, потому что, по мнению экспертов, Скриванов спонсирует почти все «оппозиционные» партии, хотя сам состоит в «Единой России»), а через год, надо полагать, - и в кресло губернатора. Причем, новый губернатор будет выбираться, а не назначаться из Москвы - т.е. влияние на него из центра будет гораздо слабее. При этом, уже сейчас ни краевой минкульт, ни назначенный губернатор не могут справиться с одним худруком. В итоге, федеральная «Стратегия государственной культурной политики», по сути, не имеет силы в Перми - даже федеральный Минкульт не спешит её защищать от местного произвола. Так что помешает «либералам» на следующем шаге, через год-другой, вернуть в Пермь Гельмана и восстановить контроль старой команды над мемориальным комплексом «Перми-36»?

И пусть даже увольнение Мильграма было личным неподготовленным, принятым наобум решением Гладнева (как считают некоторые источники, приближенные к краевым властям, хотя другие с этим не согласны) - нельзя сводить всё к их личной борьбе и их личным перспективам. И за тем, и за другим в итоге встала определенная часть общества. За Мильграмом - «либеральное» меньшинство, а за Гладневым - патриотическое большинство. И меньшинство пока что побеждает. Почему же оно должно останавливаться?

Наша с vilisov_sergey статья специально для eotperm.ru

культура, политика, Пермь

Previous post Next post
Up