Jan 29, 2019 22:44
Одиннадцатилетний сын спрашивает сегодня:
- Ну как мне может понадобиться в жизни ИЗО?! Рисовать и вообще про картины знать.
Мама рассказала ему о том, что картины развивают вкус, умелее видеть красоту. Понимать, что красиво, а что нет.
Я рассказал о том, что в армии умеющий рисовать - это первый по важности человек.
Сын ничего не понял. По глазам было видно. Но - поверил. Потому как он знает, что мы ему неправду не скажем. И это действительно так. Но с его уровня сложно даже представить, что такое взрослая жизнь. Не то, что думать о том, как и что там понадобится.
Про рисование в своей жизни я могу рассказывать бесконечно. В школе мне за него ставили «тройку», а в начале 90-х рисованием карикатур для газет и журналов я даже зарабатывал. Немного, но иногда в валюте. В начале 90-х зарабатывать в валюте, а?! Поймёт только тот, кто помнит.
Курсантом первого курса я был художником роты. Стенгазета она, знаете ли, сама себя не нарисует. «Боевой листок», собака такая, тоже. Тем более ни одна, ни другой, не выиграют в смотре стенгазет и листков. А с моей помощью выигрывали регулярно. Потому утром рота бежит на мороз физзаряжаться, а художник я - в каптерочку пить чай. Вдохновение вещь серьёзная. Требует чая.
На лодочной практике, когда мы вдвоём-втроём курсантами на месяц «раскидывались» по разным гарнизонам и экипажам подводных лодок, рисование делало тебя если не Богом, то кем-то очень к нему приближённым. Увидев как в нашем экипаже годки перед дембелем рисуют абсолютно ублюдочные татуировки КСФ с розой ветров, я нарисовал им несколько эскизов. С дельфинами и трезубцами Нептуна, с подводными лодками, выскакивающими из под воды в виде оскалившихся акул и вот такое подобное.
А ещё я нарисовал им штук десять карикатур с анекдотами и байками. Про море, моряков, женщин на этих моряков набрасывающихся, командиров, патруль и героизм в море.
На следующий день годки принесли мне три блока сигарет Camel и два литра водки. Все это было несколько неожиданным, с учётом того, что неделю назад у нас с ними в казарме была драка табуретками и с неплохой такой кровищщей. А рисунки были подарком. Так сказать, культурной миссией.
- Твоя доля. Мы копии продали в другие экипажи.
Подружились. Искусство стирает предрассудки.
Таких случаев много ещё было. А сейчас, уже во взрослом почти возрасте (ну, 45 это уже старшая юность), узнавать про искусство - моя большая страсть. И чем больше смотришь, читаешь, узнаешь - тем больше получаешь искреннего удовольствия.
Например, в музее Ca’ Pesaro в Венеции в прошлом году я с удивлением открыл для себя зал с черно-белыми картинами Кандинского. Матросам это не продать, конечно. Но смотрится неплохо.
Блокнот