Председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин о новых мерах стимулирования промышленности Петербурга.
- Максим Семенович, вы приехали к нам сразу со Средне-Невского судостроительного завода, где сегодня заложился новый тральщик «Петр Ильичев». Расскажите о нем, пожалуйста.
- Сегодня действительно такой день - много важных событий. Открылось новое производство на заводе «Севкабель». Заложили шестой уже в серии и пятый серийный минный тральщик на Средне-Невском судостроительном заводе. Промышленность работает, и это хорошие знаки, говорящие о том, что в этом году будут серьезные результаты, не хуже, а где-то и лучше, чем в прошлом году.
Click to view
- У тральщика есть какие-то особенности?
- Во-первых, это самый современный, из композиционных материалов, то есть по сути из пластика сделанный боевой корабль. Первый такой корабль из этой серии, «Обухов», уже на боевом дежурстве, будет принимать участие в военно-морском параде, который будет буквально в ближайшее воскресенье в Санкт-Петербурге. Еще в постройке находилось четыре, теперь уже пять кораблей этой серии. Это действительно очень серьезные, суперсовременные корабли. Первый корабль, который уже находится в строю, показал очень серьезные результаты: за короткий период он обезвредил восемь мин Второй мировой войны, нашел большое количество затопленных кораблей, даже нашел, как мне сегодня сказали, затопленный вертолет. Это очень интересное современное судно, которое обладает уникальными характеристиками. Он очень легкий, экономичный в использовании за счет того, что он не металлический, а пластиковый, очень качественный, удобный с точки зрения эксплуатации, не требует целого ряда эксплуатационных обслуживаний, которые обычно происходят на металлических судах. То есть действительно продукция петербуржских заводов, в данном случае Средне-Невского завода, - очень высокого мирового уровня.
- А новая линия на «Севкабеле» - это что?
- Это производство кабелей, которые защищены, кабелей с подогревом. Это тоже интересное производство, с американской компанией совместно сделанное. Здесь с начала года мы уже открыли девять новых производств. Это очень хороший задел. Я думаю, что до конца года, как мы прогнозировали, в общей сложности еще будет открыто два десятка производств. Петербург развивается, появляются новые рабочие места, новые производства. И сегодня как раз еще одно такое производство появилось в нашем городе.
- Хотелось бы детально поговорить о тех мерах поддержки, которые применяются в Санкт-Петербурге. Появились же совершенно новые меры поддержки промышленности.
- Действительно, правительство СПб ведет очень системную работу по созданию новых мер, и это постоянная работа: новые налоговые льготы, новые структурные льготы, новые механизмы, которые позволяют промышленности развиваться. В последнее время у нас появился такой механизм, как специальный инвестиционный контракт. Это возможность для предприятий, которые создают новые и модернизируют существующие производства, заключить такой контракт с городом (это двухсторонние контракты) или городом и участием Российской Федерации (трехсторонние контракты), которые дают возможность применения существенных налоговых льгот для тех, кто создает новые или модернизирует существующие производства. У нас уже заключено два трехсторонних контракта с двумя фармацевтическими компаниями - «Биокад» и «Герофарм» - по созданию таких производств. И еще целый ряд компаний обсуждают возможности по заключению таких контрактов и созданию производств в Петербурге.
- Можно ли говорить, что фармацевтический кластер в городе - один из лучших в стране, может быть, вообще лучший?
- Это новая визитная карточка города,
как мы уже неоднократно обсуждали, и это действительно очень динамично развивающаяся отрасль. Она демонстрирует очень серьезные темпы роста, создаются новые производства. И для того, чтобы обеспечивать этот рост и помогать ему, конечно, необходимы условия, потому что это очень серьезные инвестиции, высокотехнологичное производство, которое обеспечивает занятость высококвалифицированных сотрудников и, безусловно, дает высокие налоговые поступления в бюджет города, на которые город может развиваться. Поэтому мы заинтересованы в создании таких производств. Безусловно, один из лучших фармацевтических кластеров в стране - это, действительно, санкт-петербургский фармацевтический кластер.
- Раньше никогда Санкт-Петербург не ассоциировался с фармакологией.
- В основном у нас были ассоциации разные. В свое время были ассоциации с оборонной промышленностью, которые остались - у нас очень серьезные компетенции в городе по оборонной промышленности. Одно время у нас был очень серьезный прорыв - мы стали такой автомобильной столицей, и до сих пор в Санкт-Петербурге это только развивается. Мы производим около 400 тысяч автомобилей в год, это около 20% всего объема производства Российской Федерации, это действительно тоже очень серьезная отрасль. Но у нас есть еще и энергомашиностроение, очень серьезные компетенции в других отраслях, и, безусловно, фармацевтика занимает такую серьезную нишу и стала такой новой визитной карточкой города.
- О мерах поддержки. Совершенно новая форма - это офсетные контракты. В чем их суть?
- Это контракты со встречными обязательствами. Буквально несколько недель назад губернатор подписал постановление правительства Санкт-Петербурга о реализации таких контрактов на территории Санкт-Петербурга. Это новый и очень важный механизм - контракты со встречными обязательствами, когда, с одной стороны, предприятие или инвестор обязуется построить завод на территории Санкт-Петербурга, а город обязуется покупать продукцию, которая будет производиться на этом заводе.
- Сбыт для них уже не проблема?
- Скажем так, какой-то объем продукции будет покупаться Санкт-Петербургом. Не факт, что это вся продукция, выпускаемая заводом, но это очень важно для инвестора - понимать, что определенный объем продукции уже будет городом закупаться. В рамках 44-го Федерального закона уже предусмотрена такая закупка, и есть возможность при заключении специального офсетного контракта закупать единственным источником продукцию, которая произведена в рамках такого контракта, и при инвестициях от 1 млрд рублей у компании есть возможность иметь такой гарантированный заказ в рамках этого соглашения на срок до 10 лет.
- Какие-то примеры уже можно привести?
- Мы обсуждаем уже с целым рядом инвесторов такие проекты. Обсуждаем проект с одной из фармацевтических компаний, которая хочет препараты, которые город сейчас закупает в основном иностранного производства для лечения онкологических заболеваний, чтобы они были локализованы на территории Российской Федерации, на территории Санкт-Петербурга. Это оригинальный препарат, который сейчас заканчивает клинические исследования, и для производства этого препарата предполагается построить новый завод на территории Санкт-Петербурга. И в этом случае у нас действительно обоюдный интерес: с одной стороны, мы получаем качественного российского производителя, с другой стороны, это очень серьезная экономия для бюджета и возможность на эту сумму большему количеству людей оказать помощь и, соответственно, большему количеству людей закупить этот препарат. У нас появляются очень серьезные предприятия, которые не только нам, но и другим регионам Российской Федерации будут поставлять продукцию, платить налоги в нашем городе.
- Эта мера - офсетные контракты - в любой отрасли может применяться?
- Да, мы обсуждаем такие контракты с целым рядом компаний. Например, в области транспортного строительства. Мы обсуждаем вопрос по производству трамваев в Санкт-Петербурге, выбираем компанию, ведем с несколькими компаниями переговоры, тоже у нас есть потребность. Первый этап - это двести трамваев, второй этап - шестьсот, это очень серьезные объемы, которые могли бы тоже производиться в нашем городе, и тоже рабочие места могли бы быть созданы под ту закупку, которую предполагает делать город. А всего, конечно, в Российской Федерации парк трамваев достаточно старый, порядка 8 тысяч трамваев, которые требуют замены. Для предприятия, которое появится в Санкт-Петербурге, это очень большой рынок.
- Гарантированная загрузка на долгие годы.
- Это гарантированная загрузка, гарантированные рабочие места, гарантированные налоги, которые будут поступать в бюджеты. То есть это общий интерес, чтобы, с одной стороны, деньги бюджета СПб, которые мы тратим на трамваи, оставались в экономической среде города и шли на создание новых рабочих мест в Петербурге. Очень важно, чтобы мы создавали рабочие места не за границей, где-то в других странах, а у себя, в России, в нашем великом городе.
- Те же трамваи - они смогут конкурировать с западными образцами?
- Мы ищем партнера с современнейшими технологиями. Мы ведем переговоры с крупными компаниями, которые уже имеют эту компетенцию. Мы хотим производить самые современные, самые инновационные трамваи, которые будут отвечать всем последним требованиям техники. Это и низкий пол, и очень маленькая шумность, и экономичность с точки зрения эксплуатации. Такие трамваи производятся несколькими мировыми европейскими производителями, и мы ведем с ними переговоры по созданию производства в Санкт-Петербурге.
- И третья мера поддержки - Технопарк. И такого локального проекта он вырос уже в несколько структурный подразделений.
- Мы сегодня как раз с утра эту тему обсуждали, по развитию Технопарка. За последние пять лет - в шесть раз рост объема этого института, развития этого института поддержки инновационного бизнеса в городе. И мы стараемся сделать его наиболее эффективным, наиболее интересным для развития, создаем там различные дирекции. Там есть бинес-инкубатор «Ингрия», мы о нем уже говорили, когда буквально несколько месяцев назад вышел мировой рейтинг UBSGlobal, который поставил наш Технопарк на восьмое место в международном рейтинге самых лучших бизнес-инкубаторов мира. И это тоже оценка того, что мы делаем, насколько эффективны меры поддержки для резидентов этого парка. И в рамках этого проекта сейчас появилось региональное представительство Сколково. Это тоже проект, в котором участвует Технопарк Санкт-Петербурга, и у нас появилась еще одна возможность для того, чтобы таким образом развивать наш инновационный бизнес в городе.
- Работа Технопарка - это помощь каким-то крупным компаниям, или маленькие компании на уровне идеи, бизнес-проекта могут подключаться?
- В основном крупные - как правило, самодостаточные, у них есть возможность вложить свои средства в создание такой инфраструктуры. В основном мы сосредоточены на помощи малым и средним компаниям. У нас бизнес-инкубатор - это просто малые компании, мы их, наоборот, выращиваем. В тех ??? 11:34центрах, которые там созданы, мы помогаем в основном тоже малым и средним компаниям реализовать те или иные проекты, которые им необходимы.
Например, в прошлом году мы создали инжиниринговый центр в рамках СЭЙФНЭТ, это инжиниринговый центр для IT-отрасли. Его задача, например, состоит в том, что… у нас в городе около 500 компаний, из которых около 200 - средние, которые практически не могут себе позволить купить каждый индивидуально то оборудование, которое мы купили для отрасли.
Задача стоит в тестировании программных комплексов. И, допустим, если обычное тестирование на обычном оборудовании занимает два месяца, то в инжиниринговом центре есть возможность такой серьезной акселерации этого процесса, и это можно сделать за две недели. И эта возможность дает отрасли быстрее развиваться, больше делать продуктов, соответственно, больше производить и тем самым серьезную динамику придавать отрасли. Там создана доверенная среда, созданы распределенные центры для тестирования баз данных, созданы уникальные возможности просто по технике и по той среде, которая там создана для отрасли.
Мало того, там эта отрасль, это сделано на базе российских процессоров «Байкал», то есть это еще и вирусозащищенная история. На самом деле интересные проекты, и, конечно, ими пользуются десятки и сотни малых IT-компаний, которые заинтересованы в такой поддержке. Также там работают другие проекты, в том числе инжиниринговые центры, по фарме, сейчас мы работаем с радиоэлектроникой. То есть наша задача - каждой отрасли давать то необходимое, чтобы она активно развивалась.
- Как оборонная промышленность может решать свои задачи, так и малый бизнес и молодые IT-компании?
- Оборонные компании обращаются только для… у нас есть одна такая мера поддержки, это центр прототипирования. Мы создаем прототипы будущих изобретений, печатаем их на 3D-принтерах, помогаем сделать визуализацию, помогаем оцифровать модели на 3D-сканерах, то есть делаем прототипирование будущих изделий. Оборонная промышленность обращается, потому что, например, в связи с санкциями перестали поставлять запчасти для каких-либо станков, и мы воспроизводим те запчасти, которые им нужны, при помощи центра прототипирования. Очень важная задача, но, конечно, не основная. Основная задача - помогать субъектам среднего и малого бизнеса для того, чтобы они могли продвинуть свои проекты, и в том числе посредством прототипирования получить возможность посмотреть на свою модель, проверить, может быть, масштабирование, летает - не летает, прыгает - не прыгает. Это тоже очень важно, потому что такой механизм должен быть.
- По каким показателям попал в топ-10 мирового рейтинга бизнес-инкубатор «Ингрия»? По количеству «взлетевших» проектов или по каким-то возможностям?
- И количеству «взлетевших» проектов, и по качеству программ, которые там проводятся, и по той модели, которую мы сформировали за это время. На самом деле модель оказалась очень успешной. Модель, когда мы продвигаем предприятия, помогаем им научить… Очень многие считают, что бизнес-инкубатор - это льготная арендная плата, там бесплатно посадили в офис и что-то там бесплатно начали помогать.
Принципиальное заблуждение, потому что как только мы бесплатно предоставляем офис, мы начинаем выращивать нерыночные компании. Когда они потом выходят из бизнес-инкубатора в реальную жизнь, получают рыночную ставку аренды офиса, например, - они начинают умирать. Поэтому принципиальная задача модели была такой, чтобы… у нас условия аренды чуть-чуть дешевле рынка, они практически не отличаются от рыночных. Но качество тех услуг, которые мы предоставляем, ту акселерацию, которую мы даем компаниям, то, как мы их учим продвигаться на рынке, помогаем подготовить к выходу тех продуктов, тех идей, с которыми они пришли в бизнес-инкубатор, помогаем их упаковать, продать. Вот эта модель как раз показала свою очень высокую эффективность, и, наверное, это и есть отзыв на наши усилия - то рейтинг, который мы получили.
- А кто учит?
- Такая хорошая история. Есть классические науки - физика, математика, им должны учить профессиональные преподаватели, профессиональные учителя, которые всю жизнь этим занимаются. Но когда мы говорим о более-менее серьезных рыночных моделях, о каких-то макро- или микроэкономических историях, о маркетинге - это должны быть реальные люди, которые этим занимаются. Поэтому бизнес-инкубатор, конечно, приглашает специалистов, бизнесменов, опытных людей, которые это прошли, которые являются экспертами в той или иной отрасли, которые делятся своими знаниями.
Мы зовем интересных людей, специалистов, в том числе мы активно работаем с федеральными институтами развития. Есть стартап-туры, которые мы проводим в том числе для наших резидентов. Это работа с интересными людьми, которые имеют серьезный опыт по развитию. Плюс к этому еще и есть профессиональные менторы, которые дают готовые пакеты: сделай так, сделай так, иди сюда, сходи туда, побудь на той выставке, съезди туда. То есть это очень важные отработанные методики, каким образом могут правильно себя вести для компании, и это дает результаты.
- А есть что-то из проектов, вышедших из бизнес-инкубатора, что нравится вам самому, зацепило?
- Очень много проектов. Так как мы сейчас как раз ведем обсуждение того, чтобы «Ингрию» разделить на две части. У нас сейчас все проекты инкубируются как бы в одном проекте. 80% - это IT-проекты и 20% - технологические. Мы хотим усилить и больше продвигать технологические проекты, не прекращая поддерживать IT-проекты, это тоже очень важная отрасль. Но мы хотим сделать «Ингрия-тех»(написание), для того, чтобы технологические проекты получали больше внимания. И выделить какой-то отдельный проект очень сложно. Есть очень много интересных IT-проектов.
Наверное, самый интересный наш резидент последнего года - это компания, которая сделала цифровые музеи, сделала очень интересный проект с точки зрения цифровизации музейной коллекции, виртуальных прогулок по музеям. На самом деле на этой базе можно делать любые проекты - касаемо города, каких-то отдельных мест города. Это очень интересные технологии, которые они там реализовали. Понятно, что схожих проектов много, но они сделали действительно уникальные вещи, которых нет ни у кого, и скорость и качество, с которым это работает, действительно очень интересно.
Уже есть целый ряд проектов, которые музеи берут себе, в том числе в Ленинградской области музей Блокады взял себе этот проект, чтобы реализовывать его в рамках своей работы. А на самом деле это сотни различных направлений, различных проектов. Выделять каждый сложно, это как дети, всех их любишь, и, конечно, наша задача - создавать условия, чтобы как можно больше таких компаний к нам приходило и как можно больше получали эти сервисы.
- Август-сентябрь - начинается во многих отраслях новый сезон. У вас празднуется День промышленника. И вообще можно ли применить к петербургской промышленности понятие «новый сезон»?
- Наверное, да. Традиционно лето - большой праздник. Тем более в этом году лето замечательное, солнце, и деловая активность немножко спадает. Хотя, видите, у нас открываются предприятия, закладываются корабли, работа активно продолжается. Но осенью мы планируем ряд мероприятий. Мы до конца года должны открыть девять крупных предприятий, из которых семь - в особой экономической зоне, одно - в промзоне «Пушкинская», одно - на Ижевских заводах. Это действительно крупные новые производства.Мы должны открыть еще некое количество средних производств.
10 сентября в третий раз будет отмечаться День промышленности Санкт-Петербурга, это день, ставший приятной возможностью чтить работников промышленности города и показывать значимость промышленности для города. Мы планируем традиционную, уже пятую выездную конференцию по развитию промышленности, которая пройдет в первую неделю сентября.
Click to view
Ну и большим осенним мероприятием будет в конце ноября 11-й международный инновационный форум, который будет проходить в Петербурге на базе Экспофорума. Страной-партнером в этом году будет Финляндия. Очень много будет инновационных компаний от нашего соседа, Финляндии. Генеральным партнером будет уже второй год РОСНАНО, и будет целый ряд мероприятий, которые будет корпорация РОСНАНО проводить в рамках форума. Мы считаем, что форум будет очень интересным. И пользуясь возможностью, хочу пригласить зрителей канала на это мероприятие. Я думаю, что будет очень много интересных проектов, интересных стартапов. В его рамках будет и вручение премии за лучший инновационный продукт, и целый ряд других интересных мероприятий.
Текст и фото ГОРОД+