Пётр Соколов. Русский футболист, финский разведчик, офицер абвера.

Jun 25, 2012 15:55



Пётр Петрович Соколов (16 (28) февраля 1891, Санкт-Петербург - 11 мая, 1971, Энчепинг) - футболист, крайний защитник сборной России. После Октябрьской революции в России 1917 года - военный разведчик, боровшийся против советской власти.

Выступал за клубы «Удельная» (1909-1911) и «Унитас» (1911-1917) (оба Санкт-Петербург/Петроград).
Чемпион России 1912 года. Чемпион С.-Петербурга 1912 года. Обладатель Весеннего кубка С.-Петербурга 1911,1912,1913 гг.
За сборную России провёл 4 матча (в том числе 2 матча - за олимпийскую сборную России). Также за сборную России сыграл в 1 неофициальном матче.
Участник Олимпийских игр 1912 года.


Петр Петрович Соколов родился 16 февраля 1891 года в городе Санкт- Петербурге в семье статского советника. В 1909 году закончил гимназию имени Александра I и продолжил учебу на юридическом факультете Петербургского университета. Именно на студенческие годы приходится его активное увлечение футболом и спортом вообще. В столичных спортивных кругах Петр Соколов был известен тогда не только как хороший футболист, но и как талантливый борец и боксер. В разгар первой мировой войны он поступает в 3-ю Петергофскую школу прапорщиков, которую заканчивает в 1917 году.

В звании старший портупей-юнкер был оставлен при школе. Произведен в прапорщики. Ярый монархист. По данным финской сыскной полиции (ВАЛПО) в 1917 году служил в военной контрразведке в районе Торнио (север Ботнического залива).

С августа 1918 года присоединился к белогвардейской организации, связанной с английской разведкой. В период с 1918 по 1922 годы работал на английскую разведку. Сотрудничал с известным Полом Дюксом.

В течение всего 1919 года он не один раз, рискую жизнью, переходил или переплывал на катере советскую границу, доставляя на ту сторону Финского залива инструкции для Дюкса и возвращаясь назад с добытыми разведчиком сведениями. По просьбе англичан в качестве проводника он переправлял в Петроград и обратно нужных им людей. Когда же чекисты напали на след Поля Дюкса и над его головой нависла реальная угроза ареста, бывший защитник сборной России, получивший у англичан оперативный псевдоним "Голкипер", вывел британского резидента в Финляндию буквально из под носа у Петроградской ЧК. Благополучное вызволение из большевистской России Дюкса, безусловно, добавило Соколову авторитета перед англичанами. Не случайно в начале 20-х годов он становится ближайшим помощником у сотрудника резидентуры английской разведки в Финляндии Николая Бунакова. Одновременно на него возлагается руководство нелегальным разведпунктом в Териоки. Обосновавшись в этом портовом городке на целых десять лет, Соколов в 1923 году создает здесь футбольную команду из числа русской эмигрантской молодежи. Однако игры на свежем воздухе стали для него не простой забавой. В ходе футбольных баталий он внимательно присматривался к спортсменам, чтобы потом отбирать самых волевых и выносливых, то есть тех, кто мог бы быть использован для нелегальной заброски в СССР с разведывательными целями.

С 1919 года проживал в Териоках (Зеленогорск), где и руководил разведывательным пунктом (общее руководство в регионе осуществлял бывший прапорщик Николай Бунаков). Во время Кронштадтского восстания (март 1921 года) снарядил в Териоках обоз с мукой и сопровождал его до Кронштадта.

С 1923 года практически возглавлял контрразведку русской эмиграции в Финляндии. Выявлял агентов ОГПУ. Один из активных членов РОВСа в Финляндии. Состоял членом нескольких организаций своих соотечественников, также обосновавшихся в Финляндии. Его имя можно было встретить в рядах таких объединений, как "Русский общевоинский союз" (РОВС), созданный генералом А.П. Кутеповым и имевший ярко выраженную террористическую направленность; "Братство русской правды"; "Союз младороссов". С 1931 года Соколов руководил деятельностью белогвардейского союза "Иван Сусанин". Помимо этого, он принимал участие в работе так называемого "Нового русского правительства" и редактировал эмигрантскую газету "Русское слово".

В 1927 году после процесса над 26-ю англо-финскими шпионами в Ленинграде, по требованию советских властей, вынужден был покинуть Териоки и обосноваться в Перкьярви (ныне - Кирилловское). ОГПУ неоднократно пыталось (через родственников) склонить его к сотрудничеству, но получало неизменный отказ.
В конце 1930 года выехал в Гельсингфорс. Работал на табачной фабрике «Фенния», грузчиком. Находился под пристальным присмотром и опекой финских властей (Маннергейм лично поддерживал русское офицерство). С 1936 года стал гражданином Финляндии.

С началом Зимней войны в звании капитана служил в отделе пропаганды Главного штаба финской армии под командованием майора Калле Лехмуса. Ежедневно на радио звучал его голос «Говорит Финляндия!». Обладая хорошо поставленным басом, Петр Соколов считался в эмигрантских кругах лучшим русскоязычным радиокомментатором в Европе и мог составить серьезную конкуренцию своему сопернику по информационно-пропагандистской войне из Совинформбюро Юрию Левитану.
Обрабатывал и зачитывал сводки с линии фронта. Редактировал газету для военнопленных «Северное слово» (до сентября 1944 года). Неоднократно выезжал в лагеря советских военнопленных на территории Финляндии и Карелии. Призывал к борьбе против большевизма, участвовал в подборе кадров для заброски в тыл СССР.

22 июня 1941 года подразделения финской армии совместно с частями вермахта вторглись на советскую территорию. Следом за войсками Третьего Рейха в Финляндии и Прибалтике обосновались и формирования германских спецслужб, развернувших здесь целую сеть разведывательно-диверсионных школ. Личность Петра Соколова вновь привлекла внимание, на этот раз специалистов тайной борьбы из немецкой военной разведки (абвера). Не прекращая своей работы в финском Главном штабе и на радио, он стал активно сотрудничать с абвером, представительство которого в Финляндии действовало под прикрытием скромной вывески "Бюро Целлариуса".

Был включен в состав зондеркоманды "Ленинград", которой была поставлена задача войти в город вместе с частями немецких войск и немедленно захватить архивы областного комитета ВКП(б) и Управления НКВД, после чего обеспечить их эвакуацию и сохранность.

В дальнейшем, когда на занятой германскими войсками территории Северо-Западной части СССР стали создаваться абверовские разведшколы, где из числа вставших на путь борьбы с коммунизмом военнопленных стала готовиться разведывательно-диверсионная агентура, предназначенная для заброски за линию фронта, знания и личный опыт Петра Соколова пришлись как нельзя кстати. Бывший агент-связник Поля Дюкса выступил инициатором создания подобной школы в городе Петрозаводске, где он стал одним из преподавателей. Помимо этого, Соколов ездил по другим абверовским спецшколам, расположенным в эстонских населенных пунктах Кумна, Летсе и Кейла-Юа. Он проводил с будущими диверсантами полевые занятия и читал лекции по ведению агентурной разведки на территории СССР. В ходе занятий Соколов делился с курсантами своим собственным опытом 20-х годов, рассказывал о формах и методах контрразведывательной работы, проводимой советскими органами госбезопасности, а также знакомил их с историей ВКП(б).

Переезжая из школы в школу, он постоянно пользовался псевдонимом, поэтому был известен под разными фамилиями. Вот только некоторые из них: «Кольберг», «Симолин», «Соколовский». Представительный инструктор, говорящий "голосом, не терпящим возражений", вызывал у курсантов уважение и трепет. Об этом свидетельствуют в своих показаниях абверовские агенты, прошедшие подготовку под руководством Соколова, но, тем не менее, обезвреженные в советском тылу органами контрразведки НКВД и "Смерш". Если суммировать те характеристики, которые они дали ему на допросах, вырисовывается довольно колоритный образ бывшего защитника сборной России по футболу: "Как антисоветский деятель Соколов пользовался большим авторитетом в высших финских кругах... Честолюбивый, властный, жестокий человек, способный на любые деяния ради своих интересов... Хороший актер в жизни. Умеет представлять из себя добродушного, веселого, компанейского человека. Хитрый, опасный и сильный враг... Пользовался большой популярностью среди эмигрантской молодежи, знавшей его только с одной стороны, как боксера, борца, тяжелоатлета и отличного футболиста. Организовывал эмигрантскую молодежь в спортивные, театральные и хоровые кружки, при этом сам имел хорошо поставленный голос... Тщательно конспирирует свою личную жизнь и семейное положение... Спиртные напитки употребляет умеренно, женщинами не увлекается... Всегда имеет при себе пару браунингов, хороший большой нож и морскую свайку...".

Бажанов, Борис Георгиевич - бывший личный секретарь Сталина - встречался с ним в Гельсингфорсе дабы склонить его к сотрудничеству с власовским движением (на предмет подготовки разведкадров).
Петр Соколов активно включился в деятельность РОД. В этой связи он неоднократно ездил в Германию, где встречался с самим руководителем "Русской освободительной армии" (РОА) генералом А.А. Власовым, от которого получил назначение возглавить Северное отделение РОА.

Практическая деятельность Соколова на этом поприще заключалась в поездках по лагерям советских военнопленных для агитации добровольцев в подразделения ВС КОНР.

С выходом Финляндии из войны в сентябре 1944 года тайно покинул Финляндию (был одним из первых в списках СМЕРШа и комиссии Жданова) и через север перебрался в Швецию. Обосновался в Энчепинге (в часе езды от Стокгольма на север), где работал в местном спортивном клубе. Женился на шведке Ютте Салин. От брака родились двое сыновей (в первом были рождены три дочери). Умер в 1971 году от опухоли мозга. Погребен на местном кладбище Святого Улофа под фамилией Пауль Салин.

герои, биографии, Русско-совецкая война

Previous post Next post
Up