С первых дней существования Локотской республики руководство самоуправления уделяло большое внимание культуре и досугу, особое внимание уделив работе театра. Сотрудник Рейхсминистерства пропаганды Феликс Шмидт-Деккер, пробывший на территории ЛОС свыше месяца, в своей "Докладной записке для фюрера" отмечал: "Три дня в неделю местный русский театр, имеющий неплохую внутреннюю обстановку и разнообразный репертуар, дает спектакли. Перед ними, а также в полдень по воскресеньям, устраиваются танцы, причем продажа алкоголя запрещена.
...
В [театральной] труппе (Каминского) все ругают труппы организации «Сила через радость», которые и по художественным качествам, и по поведению участников часто не соответствуют необходимому уровню. Особое негодование вызвало поведение некоторых немецких артисток, которые часто вели себя не как дамы, а как скверные кокотки, если не использовать более сильных выражений. Кажется, эти артистки явились разносчицами венерических заболеваний. В противоположность этому труппа (Каминского) является образцовой, и вообще ее художественные достоинства не идут ни в какое сравнение со средним уровнем труппы организации «Сила через радость»."
В своём исследовании "Русское государство в немецком тылу" историк Игорь Ермолов пишет:
Усилиями отдела агитации и пропаганды [Локотского самоуправления] и лично С.В. Мосина была создана широкая сеть культурно-просветительных учреждений. Так, в Локте 15 ноября 1942 г. состоялось открытие Городского (с середины 1942 г. Локоть получил статус города) художественно-драматического театра имени К.П. Воскобойника. О его профессионализме свидетельствовали солидная актерская труппа и дорогостоящий реквизит. В августе 1943 г. штат театра насчитывал 105 человек, в том числе 21 актера и 4 акробата. В программе были эстрадные концерты, включая сценические, музыкальные и танцевальные номера, постановки по произведениям классиков (например, А.Н. Островского и Г. Ибсена). Некоторые из них, будучи отточенными до блеска, повторялись периодически, с интервалом в несколько месяцев, и полюбились локотянам настолько, что поток зрителей на них раз от раза увеличивался. К таковым относится, например, драма Островского "Гроза", с которой театр даже выезжал на гастроли в другие города.
Война с партизанами породила и ряд местных, сочиненных, как видно, на скорую руку, драматургических произведений. Освещая в основном одну и ту же тему - борьбу с партизанами, они, тем не менее, способствовали раскрытию местных талантов. Исполняя идеологический заказ, эти произведения воспроизводили крестьянский быт, освещали сложность человеческих взаимоотношений, любовь и пр. Ярким примером такого творчества является пьеса в двух действиях "Волк", поставленная на сцене Локотского театра в июне 1943 года. В центре пьесы - судьба молодого красноармейца Бывалова (его роль сыграл артист Кислицкий), волею судьбы попавшего в лес и ставшего бойцом партизанского отряда. Будучи влюблен в девушку Надю (артистка Фирсова), он решает бежать из отряда, однако на его пути встает другой партизан - бывший секретарь райкома партии Ползунов, в образе которого автор соединил все негативное, что, по его мнению, было присуще партизанам и коммунистам. Счастливый конец пьесы, наступивший неожиданно, ее содержательность, насыщенность тонким деревенским юмором - все это привлекало внимание местных критиков, несколько дней спустя обсуждавших пьесу на страницах газеты "Голос Народа".
Насколько театр был, вообще, любим и посещаем локотянами, свидетельствуют большие кассовые сборы, вытекавшие из количества проданных билетов. Так, 1 августа 1943 г. (постановка драмы "Гроза") театр посетило 300 человек, 116 из которых приобрели самые дорогие билеты - по 20 рублей, 120 - по 15 рублей, и лишь 64 - по 10 рублей. Даже в период наступления Красной Армии в августе 1943 г. количество зрителей редко составляло менее 200 человек.
Первым директором театра стал Григорий Андреевич Капуста, режиссером - Дмитрий Александрович Нетесин. Судьба Г.А. Капусты была трагична. 2 августа 1943 г. он отбыл в командировку в Брянск за своей семьей, имуществом, а также для приобретения некоторых материальных ценностей для нужд театра, но не вернулся - погиб в Брянске при невыясненных обстоятельствах. После смерти Г.А. Капусты директором театра стал Д.А. Нетесин, режиссером - Волонцевич.
С эвакуацией Локотской республики в Лепель, труппа театра имени К.П.Воскобойника так же покинула родную землю и продолжила своё служение народу уже в Лепельском самоуправлении. О деятельности театра часто писали выходившие на территории современной Белоруссии газеты Освободительного движения. Ниже приводится ряд этих уникальных свидетельств культурной жизни русского самоуправления.
ТЕАТР РОНА В МИНСКЕ
С 25 апреля в Минске начались гастроли эстрадной труппы группы бригадного театра РОНА.
Театр основан в 1942 году. Огромную помощь театру оказывает командир бригады РОНА Б.В. Каминский.
В репертуаре эстрадной группы - русские, украинские и белорусские народные песни, всевозможные танцы, скетчи, акробатические и музыкальные номера и комические сценки.
В бригадном театре имеется так же и драматическая группа, духовой оркестр и джаз-оркестр, которые в настоящее время обслуживают части РОНА в местах их расположения.
Газета «Руль» Барановичи №125, суббота, 29 апреля 1944 года, с.4.
ПО БЕЛОРУССИИ
В БАРАНОВИЧАХ
Вместо анонса
В связи с приездом в недалеком будущем в Барановичи труппы артистов бригадного театра бригады РОНА генерала Каминского, интересно отметить большое внимание, которое было уделено этой труппе в Минске, где для ее выступления была любезно предоставлена сцена минского Белорусского театра.
Программа труппы состоит из хоровых и сольных номеров, куда входят русские, цыганские и др. песни, танцы, а так же скетчи, юмористические и акробатические номера. Общее руководство и режиссерство ведет Нетессин. Труппа пользуется большим успехом как в г. Минске, так и в других городах, где она выступала. Чистый сбор от постановок поступает в пользу общества взаимопомощи для беженцев.
Газета «Новый путь» Барановичи №42, суббота, 7 мая 1944 года, с.3.
ГУЛЯНИЕ МОЛОДЕЖИ
В одном из городов состоялось большое гуляние молодежи организованное Оргкомитетом Союза Русской Молодежи.
Перед отправкой молодежи на место гуляния через радиоузел была проведена радиопередача. С небольшой речью к молодежи обратился руководитель Национал-Социалистической Трудовой Партии России, комбриг Каминский.
Стройными колоннами, с песнями и маршевой музыкой двинулась молодежь к месту гуляния в имение, расположенное в живописной местности. Гуляние прошло при тысячном стечении народа. Были устроены спортивные состязания, игры, танцы под духовой оркестр и пр. Силами артистов бригадного театра Русской Освободительной Народной армии был дан концерт. Молодежь весело и радостно провела свой выходной день.
Газета «Руль» Барановичи №137, среда, 14 июня 1944 года, с.3.