Россия вспомнит

Apr 24, 2014 23:57




ВРАНГЕЛЬ
К годовщине смерти
Есть имена вошедшие в историю, о которых говорят кратко, называя просто по фамилии, без чинов, без титулов. Ну, как, скажем, написано на могильной плите великого русского полководца «Здесь лежит Суворов». И в этом отражается особое величие имени. Так говорили о другом русском полководце - о Скобелеве, просто «Скобелев». Именно так вспоминают и говорят о Врангеле.

Мы далеки, конечно, от мысли сравнивать Врангеля с Суворовым или Скобелевым. Врангель вошел в историю иначе, гораздо скромнее. Но занятое им место является особенным. Врангель - наш последний Белый главнокомандующий, принявший власть на Юге России, в Крыму, вывезший нас за границу и здесь организовавший на новом гражданском положении, как эмигрантов.

Конечно, генерал Врангель, как Главнокомандующий, потерпел в Крыму неудачу, но нет никого, кто поставил бы ему это в вину. Все понимали, что Врангель принял на себя главнокомандование поздно, после Новороссийской катастрофы, когда Белое дело генерала Деникина уже было безнадежно испорчено и дискредитировано в русских народных массах. Поэтому все понимали, что Врангель принял власть из неудачливых рук генерала Деникина, как долг перед соратниками, как тяжкий крест, как тяжелую государственную ношу.

Очень важно понять, что все Белые Вожди как то упустили самое важное, как то упустили самое важное, как то прошли мимо того, что имеет и гражданской борьбе императивную ценность: они не создали социально-политического движения, не создали именно того, что так блистательно провел позже во внутренне-германской жизни А. Гитлер. И лишь один Врангель понял эту роковую ошибку предшественников, но в его распоряжении уже не оставалось достаточно времени для разрешения социальной программы. он начал ее проводить, правда - ощупью, еще туманно, оставляя многое, что можно было понимать двусмысленно. В обращении к русским людям он говорил:

«Слушайте, русские люди, за что мы боремся:
За поруганную веру и оскорбленные святыни ее.
За освобождение русского народа от ига коммунистов, бродяг и каторжников, в конец разоривших Святую Русь.
За прекращение междоусобной брани.
За то, чтобы крестьяне, приобретя в собственность обрабатываемую ими землю, занялись мирным трудом.
За то, чтобы истинная свобода и право царили на Руси.
За то, чтобы русский народ сам выбрал бы себе хозяина.
Помогите мне, русские люди, спасти Родину.
Генерал Врангель».

Генерал Врангель обладал острым умом, способностью схватывать самое нужное и решительностью принимать нужные ответственные решения. Поэтому, для всех, хорошо знавших его, было ясно, что Врангель в ходе дела нужное уточнит, двусмысленное упразднит и необходимое дополнит. Понимание им важности социально-политических факторов борьбы и их необходимости для русских масс были вне всякого сомнения. Но на том ограниченном отрезке времени, который был отпущен судьбой для Врангеля, последнему Белому Главнокомандующему, не было дано развернуть все его силы и способности в этом отношении.

Красная пропаганда сумела исказить подлинный лик этого выдающегося человека, наделив его чертами «средневекового барона», «феодала», «гвардейской косточки» и «чиновного авантюриста».

В действительности Врангель был совершенно иным.
Конечно, и у Врангеля были недостатки. У кого их нет? Но главным, чем все это искупалось, было горение этого прирожденного вождя, обладавшего магнетической силой властвования над сердцами окружающих стальной пружиной крепкой воли и тем духовным подъемом, своего рода экстазом, который позволяет избраннику видеть дальше других, ярче других чувствовать и предвидеть то, что витает над головами людей.

У Врангеля все было необыкновенным. Необыкновенен был его изумительный острый ум. Необыкновенно для военной среды было его образование. Необыкновенна была его жизненная карьера. Необыкновенна была его способность к организационной работе в хаосе жизни. Необыкновенно было его солдатское сердце, сохранявшее до зрелых лет юношеский пыл в бою, оттеняемый сумасшедшей доблестью, соединенной с холодной рассудительностью искусного виртуоза-шахматиста в самых рискованных положениях.

Генерал-лейтенант барон Петр Николаевич Врангель родился 15 августа 1878 года.
Получив знания горного инженера, он в 1901 году поступает вольноопределяющимся Лейб-Гвардии в Конный полк. Через год он выдерживает при Николаевском кавалерийском училище офицерский экзамен и, по производству в корнеты, уходит в запас гвардейской кавалерии.
С первыми выстрелами Русско-Японской войны Врангель снова - на военной службе, с февраля 1904 года на театре военных действий хорунжим сначала во 2-м Верхнеудинском полку Забайкальского каз. войска, а потом во 2-м Аргунском каз. полку. Война на Дальнем Востоке дает Врангелю два чина сотника и подъесаула.
В 1906 году он переводится штабс-ротмистром в 55-й драгунский Финляндский полк. В том же году штабс-ротмистра Врангеля прикомандировывают Лейб-Гвардии к Конному полку, в который он и переводится (из армии в гвардию) поручиком в 1907 году.
В августе 1907 года, горный инженер и гв. поручик Врангель, по выдержании испытания, поступает в Николаевскую академию Генерального Штаба, три курса которой (два основных и один дополнительный) успешно окончил в 1910 году, с причислением к Генеральному Штабу. После прикомандированию к штабу С.-Петербургского Военного Округа и прохождения курса в Офицерской Кавалерийской Школе вернулся Лейб-Гвардии в Конный полк, где получил эскадрон в 1912 г. В 1913 г. он производится в ротмистры, в каковом чине и звании и застает его 1-ая Мировая война.
Получив в родном полку высшую боевую награду - орден св. Георгия 4-й ст. (23 августа 1914г.), за взятие неприятельской батареи, 12 сентября 1914 года Врангель назначается начальником Сводно-Кавалерийской дивизии. Потом следует стаж помощн. командира полка по строевой части, назначение флигель-адъютантом (6-XII-1914) и производство в полковники (12-XII-1914).
13-го апреля 1915г. полковник Врангель награждается Георгиевским Оружием, после чего получает командование 1-м Нерченским полком Забайкальского казачьего войска.
В Сочельник 1916г. полковник Врангель назначается командиром 2-ой бригады Уссурийской конной дивизии, а 13-го января 1917г. (за полтора месяца до революции) получает производство в генерал-майоры, а еще через 10 дней - командование Уссурийской конной дивизией.
9-го июля 1917г. генерал Врангель получает пост командующего 7-ой кавалерийской дивизии. Еще через месяц - командующим Сводным Конным корпусом, а с 9-го сентября 1917г. - командиром III конного корпуса.

Таким образом, участник двух войн, Врангель в мирное время получает образование в Горном Институте, Военной Академии и Офицерской Кавал. Школе, а во время 1-ой Мировой войны проходит стаж от командира эскадрона до командира корпуса!

28-го августа 1918г. генерал Врангель вступает в ряды Добровольческой армии. Здесь он командовал I-ой конной дивизией, I-м конным корпусом (15-XI-1918 года) и Кавказской Добровольческой армией (10-I-1919).

Разошедшись с генералом Деникиным во взглядах на ведение гражданской войны, генерал-лейтенант Врангель увольняется в отставку и уезжает за границу в Константинополь.

Новороссийская катастрофа показывает генералу Деникину, что ему лучше уйти. Генеральское совещание, собранное по распоряжению последнего для указания достойного ему заместителя, называет для сего генерала Врангеля. Приказом ген. Деникина, от 22 марта 1920 года генерал барон Петр Николаевич Врангель был назначен Главнокомандующим Вооруженными Силами на Юге России. Вызванный для сего из Константинополя в Крым, Врангель не уклонился от этого назначения и приняв его, как миссию спасения последних белых бойцов, прибыл в Севастополь. Генерал Деникин в свою очередь уехал сначала в Константинополь, а потом в Лондон, совершенно уйдя от политической деятельности.

В Крыму генерал Врангель смог продержаться всего 7 месяцев. Оставленная генералом Деникиным в полном беспорядке армия была приведена генералом Врангелем в образцовый порядок. Советско-польская компания сулила возможные сдвиги внутри СССР. Генерал Врангель надеялся, что война против Польши обратится в войну против большевизма. Рок ссудил иначе… Когда это выяснилось, Врангель подготовил эвакуацию. Пришлось оставить Крым…

11-го ноября (29 октября старого стиля) 1920 года, 120 судов Черноморского флота увозили из Крыма последнюю «горсть» защитников национальной свободы в 140000 чел. белых бойцов, женщин, детей и стариков, принадлежавших ко всем слоям и сословиям России. Генерал и казак, офицер и солдат, фабрикант и рабочий, помещик и крестьянин, богатый купец и торговец в разнос: все покинули Родину во имя грядущей освободительной борьбы против большевизма.

В изгнание ушел не один какой-либо класс «угнетателей» народа, «бежали» за границу не один какой-либо слой эксплуататоров, но покидал родную землю «микрокосм» России, сколок нации, «Россия в малом» как говорил проф. В. Даватц. В эмиграцию уходили не «низвергнутые классы», но хранители национальной традиции во имя Будущей России.

Мы верили генералу Врангелю. Безотчетно верили. Единым жестом он мог бы послать тысячи из нас на верную смерть. Но он спас наши жизни, уведя за границу. Он предупреждал, что не знает куда и на что он нас ведет. И мы шли за ним в неизвестность, т.к. верили в него, как в человека.

Врангель говорил, что эмиграция - вовсе не толпа беглецов, спасающихся за границей. Он указывал, что мы идем на чужбину на труд, на лишения во имя будущего нашей страны.

На эмиграцию генерал Врангель смотрел, как на армию в штатской одежде, которая, придет время, и снова поднимет опущенное на время оружие за свободу и честь родного народа.

И он оказался прав. Все распалось: кадеты, монархисты, республиканцы-демократы, младоросы. Сохранилась лишь военная семья, военные полковые содружества и ячейки.

Дело освобождения России впереди. потом наступят годы ее устроения. И Новая Россия вспомнит о нас, как о защитниках «подступов» к душе русского воина, вечного воина за счастье национальной Родины.

Она вспомнит о Врангеле, который спас сотню тысяч белых бойцов, которые смогут еще пригодиться Новой России. Ведь, пригодилась же наша военная эмиграция для создания основы Русского Охранного Корпуса, блестящей части, действующей в составе доблестной германской армии на Балканах.
25-го апреля 1928 года Врангель скончался. Врачи нашли в его легких такое небывалое количество туберкулезных бацилл, которое могло быть привито лишь искусственным путем. Молва высказала подозрение об участии в этом чекистской руки. В этом нет ничего удивительного: после Врангеля от руки чекистов погибли его преемники генералы А.П. Кутепов и Е.К. Миллер.

Покойный Главнокомандующий понимал, что освобождение России может придти только посредством освободительной русской армии.
Не чудо ли, что для этого история воссоздала новых борцов за счастье нашего народа в виде Русской Освободительной Армии - РОА.

И потому в день кончины Врангеля мы молитвенно повторяем последние слова умиравшего Белого Вождя: «Боже, Спаси Армию!».

Н.В. Пятницкий.
Газета «Парижский вестник» Париж №96 от 22 апреля 1944 года, с.2-3.

Врангель, герои, пресса РОД, Память

Previous post Next post
Up