"ВЕСНА"
Поэтическим термином «Весна» была названа, сфабрикованная ГПУ Украины, «контр-революционная организация», к которой чекисты сопричислили огромное количество русской и украинской интеллигенции, в частности бывших офицеров.
О том, что произошло дальше, рассказывает газета «Голос Крыма», издающаяся в Симферополе.
В ночь с 15 на 16 октября 1930 года по всей Украине были произведены массовые аресты. Арестовывались учителя, военнослужащие, бухгалтеры, агрономы, ветеринары и т.д. В период с 15 октября и до конца марта 1931 г. шла широкая компания арестов. Арестованным сообщали, что они являются членами контр-революционной организации, требовали от них «чистосердечного признания» и предлагали назвать, кого они навербовали в свою организацию. К упорствующим применялись соответствующие «методы воздействия». Избиения, пытки бессонницей, «стоянка» (людей ставили на несколько суток в коридоре подвала), холодная и горячая камера и множество других пыток широко применялось чекистами, с целью заставить несчастные жертвы оклеветать себя.
Чтобы принудить обвиняемых признаться, широко практиковались аресты жен. В некоторых секторах, особенно упорствующих сажали в камеры к «уркам» (уголовным).
Одним из весьма остроумных методов, который давал наиболее желанные для ГПУ результаты, была организация т. наз., «камер признания». Арестованного доведенного до полного отчаяния пытками, переводили в другую камеру. Там, он встречал несколько человек, «признавшихся», среди которых часто оказывались его знакомые. Тут ему объясняли, что никакой организации в действительности не существует, что все это сфабриковано ГПУ, в соответствии с заданиями высших органов по каким то особо важным соображениям международного характера. Поэтому не следует упорствовать, нужно признаться и в свою очередь завербовать несколько человек из числа своих знакомых, а так как все это выдумка, то никаких плохих последствий «признание» не будет иметь. Самое большое - вышлют в другую область.
Подобное «откровение» обычно ошеломляло обвиняемого: у него сразу появлялся огромный подъем духа и прилив надежды, и он немедленно начинал строчить «признание» и возводить поклеп на своих знакомых.
В киевской Лукьяновской тюрьме, кроме «камеры признания», существовала еще «камера-штаб». Там с самым серьезным видом и с соблюдением всех правил тактики и стратегии разрабатывался план «вооруженного восстания» и распределялись роли. План разрабатывался преподавателями военной школы имени С.С. Каменева под наблюдением главного руководителя тактики этой школы бывш. генерал-майора Лебедева. ГПУ обеспечила «штаб» картами, планами и необходимым материалом для работы. Бывший начальник Киевского дома красной армии Левис (бывш. полковник) выступал в роли «историографа» организации.
Трагична судьба бывшего полковника Фешота. Перед началом компании арестов, вызвало Днепропетровское ГПУ и предложило выполнить задание - составить примерный план вооруженного восстания в Днепропетровске. Это, ему сказали нужно в целях политических и тактических. Фешот задание выполнил. Синклит ГПУ признал представленный план превосходным и предложил Фешоту его уточнить, назвав лиц которые должны этот план выполнить. Поняв, что он попал в ловушку, Фешот тут же выбросился из окна и разбился насмерть.
Кроме Ольдерогге, из числа «военной группы» в Киеве были расстреляны ген.-майор Гемченко, полковники Ржевский, Чижун, Иванов, Чирков и другие. Расстреляли даже двадцатилетнюю машинистку школы Каменева Лялю Перепечину.
В Днепропетровске расстреляли командира 30-ой дивизии Мясоедова, начальника штаба Катанского, начальника оперативной части Щепетильникова, начальника дома красной армии Куплетского бывшего полковника Желиховского и многих других. Множество людей было заключено в концлагери, многих выслали на север, в тайгу, в пустыню.
Возглавлял организацию «Весна» В.А. Ольдерогге, бывший генерал-майор генерального штаба, командовавший в 1919 году восточным фронтом и награжденный орденом «красного знамени» за разгром Колчака. Ольдерогге завербовал несколько сот человек, в том числе почти всех преподавателей школы имени Каменева, где он был, в свое время, начальником.
Впоследствии Ольдерогге пытался отказаться от своих показаний, но было уже поздно. Преподаватель тактики, бывший полковник Ржевский, завербовал целый кавалерийский полк.
Интересно отметить, что все лица, которые принадлежали к так наз. «военной группе», в большинстве своем были из числа тех кадровых офицеров которые в период организации красной армии поверили обещаниям большевиков и начали честно служить в качестве военных специалистов.
Газета «Парижский вестник» Париж №44 от 17 апреля 1943 года, с.3.