La leggenda del pianista sull'oceano

Mar 31, 2020 02:03


Сегодня очень хочу поделиться с вами анализом фильма горячо любимого мной режиссёра Джузеппе Торнаторе. Во время всеобщего карантина очень советую познакомиться с его Фильмами «Лучшее Предложение» , после которого я даже как-то отправилась в Прагу по следам главного героя в поисках кафе «день и ночь» , или «Малена» с очаровательной Моникой Беллучи. Один из моих любимейших фильмов -  «Легенда о пианисте».

История Новиченто Лимона начитается, когда его находит сотрудник пассажирского корабля в ящике из под Лимонов с надписью «Т.Д. Лемон» .





Что невольно перекликается с другой историей о лимонах того де времени. В начале столетия так же появляется автомобильная фирма Citroën, примечательно, что дед основателя Citroën, Рулоф торговал в Амстердаме лимонами, а во времена Наполеоновской империи обязательно было наличие фамилии , тогда-то Рулоф и взял себе фамилию «Лимон».  Это лишь краткое введение в эру индустриализаци, так как действие фильма разворачивается в начале 20 го столетия, поэтому -то герою и дают имя Новиченто (1900).  Так же цитата из «Вильгельма Майстера» Гёте о «крае, где цветут Лимоны» , навевает параллель со странствиями Вильгельма Майстера в поисках самого себя, как и с поездкой Гёте в Италию. Что ж, на корабле  встречается много итальянских переселенцев, один из моих любимых моментов фильма, когда Пианист Новиченто, импровизирует только что услышанную им от одного из пассажиров мелодию  итальянского танца тарантелла, ведь часто музыкальные идеи для своих новых творений именно из народной музыки черпали и Моцарт и Брамс и Чайковский. На корабле, на котором живёт Пианист Новиченто,  люди путешествуют из Европы в Америку, и обязательно находится кто-то, кто на корабле радостно первым кричит «Америка!»



Это восклицание не призвано вызвать у зрителя восхищение Америкой или по-голливудски в очередной раз продемонстрировать величие этой страны. Нет, Америка в фильме символизирует новый мир, общество потребления, consumer society, индустрии, технологий в противопоставление которому рисуется абсолютно  противоположный образ другого  мира на корабле. Для усиления этого контраста режиссёр Джузеппе  Торнаторе также делит свою киновселенную на мир воды и на мир суши. Именно поэтому Пианист Новиченто никогда не сойдёт на сушу, ведь суша в фильме является выражением материальных ценностей: работа, вещи, дом, еда, семья, дети. Об этом удается судить по рассказам попутчиков Пианиста, ведь,  говоря о суше, они ни раз упоминают , как бы вторя для большего усиления слова друг друга, именно эти аспекты человеческой жизни. Море у Торнаторе -  это символ творческой энергии, символ духовных ценностей и нематериального мира (как и у Тарковского, и у многих других киноклассиков, поэтов, художников ). Доказательством тому является сцена, в которой Пианист играет мелодию, качаясь на волнах и разьезжая на отпущенном по зале роялю.





Чуть позже Новиченто и его новый друг разбивают дорогой портал корабля, проносясь сквозь него, импровизируя на рояле. Так же как и происходит при столкновении творчества с материальными ценностями . Одно уничтожает другое.



Придерживаясь данной доктрины, режиссёр также подчеркивает противопоставление Пианиста Новиченто и всех остальных персонажей фильма тем, что мы ни разу не видим Новиченто со стаканом/ бокалом/ сигаретой/ и подобными предметами, олицетворяющими материальный мир, за едой, в то время как остальные, находящиеся на корабле , очень часто показаны пьющими, жующими, курящими или же просто вертящими в пальцах пустой бокал или столовый прибор.



Чуден и тот приём режиссёра -  пустой бокал, как символ эмоционального или же духовного опустошения. Вот приходит в ресторан сам «Тот, кто создал Джаз» (у него нет имени, ведь он -  собирательный образ) , в первых кадрах его появления Джузеппе Торнаторе демонстрируются материальные атрибуты : алмаз, сверкающий в зубах, дорогой костюм, золотые кольца с каменьями, персонаж-джазист заявляет, что мог бы купить весь корабль. Вспышки окружающих его фотокамер являются визуальным намёком на напускной блеск, а ведь говорят, не всё золото, что блестит. И, едва зайдя в музыкальный зал, персонаж-джазист наливает полный бокал (не важно чего) -  и одним глотком опустошает его.





Вот оно -  кадр, в котором раскрывается сущность алчного искусства ради денег: оно не наполняет а лишь опустошает. И пусть техника героя чудесна, а его мелодии сразу запоминаются и хорошо ложатся на слух (на это режиссёр намекает , когда Пианист  Новиченто, лишь единожды прослушав мелодию, повторяет её с небольшими вариациями ко всеобщему раздражению зрителей, которые не понимают этого намёка), но своей чудесной, ласкающей слух игрой, персонаж-джазист не способен создать тот самый божественный огонь. Сигара, тлеющая на рояле во время его игры, -  это аллегория, что всё его существование лишь пепел. Его игра -  лишь хороший продукт, достойный высокой цены в временно приютившем его обществе потребления. Мы видим его счастливое лицо, в момент, когда гости устраивают ему благодарную овацию. Он живёт для признания.



Истиное искуство не нуждается в признании, ведь время расставит всё на свои места, оно проходит, а всё материальное , как и «продукт» персонажа-джазиста истлеет и превратится со временем в точно такой же пепел.



Другое же дело -  игра Пианиста  Новиченто! Зал замолкает, а Новиченто разжигает своей игрой настоящее пламя, которое напоминает зрителю и о божественном пламени как и о прометеевом огне. Вот в чем смысл истинного искусства: не подстраиваться под чьи-то разговоры и «не мешать клиентам в борделях шумом» (цитата из фильма), а обратить на себя взгляды, остановить мгновенье и привнести в мир огонь .



А как много говорит ещё и этот яркий свет!



Прометеев огонь



Скульптура на заднем плане подчеркивает ещё раз тему несущего огонь.

Символично и то, что Пианист Новиченто, беседуя с одним итальянским переселенцем , заражается идеей услышать голос моря, который можно услышать лишь находясь на суше, и встречает спустя годы, дочь того итальянского переселенца, в которую влюбляется, и из-за этого усиливается его желание сойти однажды на сушу. Эта мысль подобна тому, что у любой идеи чуть позде появляются свои ростки, будто дети у людей, благодаря теме в фильме Отец-Дочь. Кто такой итальянский переселенец и его дочь, живущие в материальном мире на суше, но умеющие услышать море? Это те немногие люди,  которые способны понять искусство.



Когда Пианист Новиченто прощается с экипажем -  и спускается по лестнице с корабля вниз на землю... Что как не лестница наиболее лучше показывает наш личностный рост? Лестница в «Шоу Трумана», в недавнем «Джокере», Лестница Иакова, наконец... На полпути Новиченто останавливается и возвращается назад; подниматься по лестнице тяжелее , чем спускаться. Он отрёкся от материального в пользу духовного и творчества. В конце фильма, герой Музыкант Трубач, возвращается на корабль за товарищем Новиченто , чтобы спасти от гибели. Тут уже полностью раскрывается метафоричность картины, ведь будь это реальностью, чем бы питался Новиченто один на пустом полуразрушенном корабле многие годы?



Новиченто живет , словно Чеховский идеальный человек, в котором прекрасно всё , и лицо, и одежда, и душа и мысли. Даже на корабле , покрытом паутиной и кишащем крысами, Новиченто остаётся прекрасен; в концертном смокинге, и сочиняющий новую музыку, несмотря на то, что рояль давно исчез. Искусство продолжает быть искусством, даже если нет зрителя. Новиченто остаётся верен себе до конца и несмотря на грядущий взрыв не покидает свой корабль. Будучи в материальном мире, мы добровольно загоняем себя в рамки, мир музыки же ограничен количеством клавиш на фортепиано, но не ограничено то, что можно при помощи этих клавиш создать. Человек -  сам творец своего счастья.

#музыканты, #ксенияроманова, #тимрот, #киномания, #1900, #рецензиянафильм, #чтопосмотреть, #ситроен, #lalegendadelpianistasulloceano, #подборкифильмов, #легенда, #легендаотысячадевятисотом, #энниоморриконе, #анализ, #джузеппеторнаторе, #пианист, #алессандробарикко, #кино, #музыкальныйфильм, #легендаопианисте, #морриконе

Previous post Next post
Up