Все-таки очень хотелось бы узнать, куда у нас делась способность читать аллегории. С бывшим советским народом, казалось бы, все понятно - виноват соцреализм. Но если сам великий Роджер Эберт пишет, что
он, мол, допускает, что депрессивный больной может излечиться, проецируя свою личность на "hand puppet", но не уверен, что стоит делать об этом серьезное кино, и что едва ли стоит доверять Мелу Гибсону, у которого на левой руке бобер с вот такими зубищами - куда катится мир? Черт, с тем же успехом он мог бы написать, что не стоит сопереживать Ролану Быкову, помешавшемуся на идее пошить себе "overcoat", или Шарлотте Рэмплинг, которую повергает в шок известие о том, что ее "cherry orchard" купил Оуэн Тиль. Перчаточная кукла бобра - стопроцентно гоголевская аллегория. Не единственная, конечно, в этом фильме.
В чем прав Эберт, так это в том, что герою Гибсона действительно не хочется сопереживать - но это потому, что как раз этого и не хотел режиссер. Известно, что студия надеялась получить комедию - но режиссер не хотел и этого. Вместо этого Джоди сделала антитезу фон Триеру. Вы меланхолик? Ах-ах. Ну-ну. Будете резать вены - положите рядышком жгут, бинты и телефон. А что там ваши дети поделывают, пока вы сутками депрессивно дрыхнете, а? Вам сейчас не до них? Ну-ну. Смотрите, не проспите.
О том, что Фостер и Гибсон бесподобны, как актеры, можно, наверное, не писать. Лучше отметим Антона Ельчина, у которого отлично получилось быть сыном Мела, и оскаровскую номинантку Дженнифер Лоренс, которую для русского проката аутентично отдублировали с интонациями героинь Германики.
Я не стану доказывать, что Джоди Фостер сделала гениальное кино - это не так. Но она сделала умное и серьезное кино. И очень правдивое. Самая главная правда говорится в конце фильма. Правда, легко заметить, что эта правда - правда Капитана Очевидность. А вы не отмахивайтесь. Правда всегда одна.