И еще одна победа отечественного проката - мы уже посмотрели отличный фильм “Расплата” (на самом деле “Долг”) который выйдет в Штатах только через месяц.
Хороший британский режиссер Джон Мэдден, обладатель номинации на Оскар за “Влюбленного Шекспира”, снял мощный римейк довольно пресной одноименной израильской шпионской драмы, в которой тройка 60-летних бывших агентов Ведомства разведки и специальных задач (сокращенно Моссад) Государства Израиль по собственной инициативе и втихомолку возвращаются к заданию, которое они так же втихую провалили три с лишним десятка лет назад.
Римейк
Оригинал
Мэдден собрал сложный актерский состав. Агенты в молодости: удивительная актриса Джессика Честейн, отличный новозеландец Мартон Чокаш и Сэм Уортингтон, у которого, учитывая характер его предыдущих появлений в кино, это, видимо, лучшая роль.Тех же людей в старости играют сплошь британские характерные актеры - дама Хелен Миррен, офицер ордена Британской империи Том Уилкинсон, и не такой титулованный, но от этого не менее прекрасный Киэрэн Хайндс. Этим шестерым в одиночку противостоит датчанин Джеспер Кристенсен, в фильме - такой нацистский доктор Лектер.
Мэдден, надо сказать, поработал замечательно. Израильский оригинал, которому, разумеется, надо отдать должное хотя бы за то, что без него бы не было римейка, сам по себе довольно уныл. Рассказывая об агентах, выполняющих знаковое задание своей родины, он не говорит вообще ничего об их работе и подготовке. Все это остается за кадром и умещается в одну-единственную шутку, тоже довольно скучную: “Скажи-ка, Рахель, думала ли ты, что после того, как тебя взяли в Моссад, и ты прошла подготовку по всем видам оружия, выучила пять языков, ползала, прыгала, дралась, перед своим большим заданием ты будешь шить мне халат?”. Кстати, даже эту шутку в римейке удалось улучшить.
Развитие характеров в оригинальном фильме тоже отсутствует, и зритель получает, как данность, что в Моссаде работают, судя по этой тройке, сплошь трусы и непрофессионалы. Мэдден все сделал на отлично, убедительно показав, как выглядит юношеский идеализм, граничащий с фанатизмом, и куда он потом девается.
Круче всего то, что “свое большое задание” Рахель выполняет преимущественно в кресле у гинеколога, и это не шутка, а великолепная находка израильтян, которая с точки зрения киноязыка и нюансов актерской игры дает массу возможностей. В оригинале весь этот потенциал так и не задействован, но Мэдден его использовал на сто пятьдесят процентов - и в рассказе об активной фазе операции, и в дальнейшем, когда между бывшим нацистом и агентами разворачивается нешуточный психологический поединок (в оригинале подразумевается, но не работает), и на месяцы и годы вперед, когда работа Рахель под прикрытием получает естественное продолжение.
Что самое обидное - израильтяне умудрились снять фильм, действие которого наполовину происходит в Восточном Берлине в шестидесятые годы, совсем-совсем без атмосферы. Нет ни “холодной войны”, ни Штази, ни Берлинской стены с ее печально известными пограничниками. Мэдден и тут отыгрался: по ходу действия его “Расплаты” не раз вспомнинаешь “Шпиона, который вернулся с холода”.
В качестве бонуса - вторая шутка израильского оригинала, которую, правда, нельзя оценить без кнопки “Пауза”. Так выглядит список проживающих в номенклатурном украинском доме престарелых (у Мэддена это обычная лечебница для душевнобольных):