Это впечатляющий фильм, хотя его и не назовешь инновационным - еще три года назад Тодд Филипс скрестил комикс и реализм в «Джокере», так что в этом смысле Мэтт Ривз идет проторенной дорогой.
Но это тот самый случай, когда классический костюм выглядит как последний писк моды. Трехчасовой неонуар развивается на злых улицах, неотличимых от экстерьеров «Таксиста». Тяжеловесный правдоискатель не показывает почти никаких чудес акробатики и не притворяется плейбоем. Честный полицейский неправдоподобен ровно настолько, чтобы не вызывать слишком уж отчетливого раздражения, и уравновешивается совершенно реалистичными негодяями во власти и вокруг нее. Карикатурных мерзавцев почти нет - гангстеры выглядят довольно светскими персонажами, и даже Пингвин похож на человека.
Джокера, который, судя по удаленной сцене, напоминает монстра Франкенштейна, пока остереглись предъявлять аудитории - в уцелевших кадрах его почти не видно (зато хорошо слышно!), а в титрах он именуется Невидимым заключенным Аркхема. Но и без фигуры Джокера мотивы хоррора прекрасно дополняют атмосферу «черного» фильма - бэтмобиль превратился в чудовищный суперкар, сцены в лечебнице Аркхем пропитаны духом «Молчания ягнят», в письмах Загадочника легко узнать послания Зодиака, а в его орудии убийства - старый, добрый нож для ковролина.
Актеров хочется превозносить до небес. Роберт Паттинсон и Зои Кравиц прекрасны и созданы друг для друга, а Пол Дано, Джон Туртурро, Барри Кеоган и Питер Сарсгаард великолепны сами по себе. Сюрпризом стало появление абсолютно неузнаваемого Колина Фаррелла и Энди Серкиса в своем обычном виде.
Но самое реалистичное, самое актуальное и самое главное в фильме - отношение к злу. Это фильм о торжестве зла. Почти все герои прекрасно понимают, что зло практически непобедимо. В силу добра верят лишь отдельные наивные персонажи.
Бэтмен верит.
Чуть-чуть.