Дискуссия между тем, «как на самом деле» и тем, «как должно быть» продолжалась в фильме Алексея Германа-старшего «Двадцать дней без войны» (1976 г.) по произведениям Константина Симонова. Лирическая история между военным журналистом Лопатиным (Юрий Никулин) и Ниной (Людмила Гурченко) происходит на фоне командировки Лопатина на киностудию в Ташкент, где снимается фильм по его очеркам. Герман параллельно монтирует «киноахинею» (по выражению Симонова) и жизнь - павильон, в котором снимается сюжет о местной жительнице, которая не покинула свой дом, и воспоминания Лопатина о том, как реальная женщина погибла под руинами дома; красивую актрису, которая произносит на камеру реплики из сценария, и пожилую женщину, которая простыми словами рассказывала Лопатину о том, как она верит в победу и как она ждала прихода наших.
Андрей Тарковский говорил об этой картине:
«В конечном счете в кино всегда поражает точность... ...недавно появился в кинематографе очень талантливый человек-это Алексей Герман из Ленинграда, который сделал, по-моему, очень интересный фильм «Двадцать дней без войны». В этой картине, несмотря на отсутствие цельности, есть совершенно поразительные куски, которые говорят о том, что перед нами, конечно, кинематографист. Я назвал бы десяток прославленных мастеров, которые ему в подметки не годятся несмотря на то, что он еще многого не умеет. Причем даже не столько он, сколько его сценарист».
(Надо сказать, что автором сценария «Двадцати дней без войны» считается Константин Симонов 😊)
«В этой картине есть поразительные места. Например, эпизод - митинг на заводе, в Ташкенте... ...это такого класса эпизод, на таком уровне сделано, что просто диву даешься, как это вообще могло родиться у человека, который даже не видел войны. Дело не в том, знает он войну или нет, а в том, что он чувствует и как разрабатывает это».