Говорят, что Майкл Кертис, успешный голливудский режиссер, иммигрант, венгр по происхождению, снял великий фильм «Касабланка» (1942) случайно - его попросил об этом Говард Хоукс, который был заинтересован в совершенно другой идее, крупнобюджетном фильме о летчиках бомбардировщиках, и не хотел заниматься музыкальным фильмом по пьесе «Все идут к Рику» супругов Мюррея Бернетта и Джоан Элисон, права на экранизацию которой зачем-то задорого купил продюсер Warner Bros. Хэл Уоллис.
Кроме того, изначально на главные роли в проекте были намечены звезды Рональд Рейган и Энн Шеридан. Но в итоге на главные роли назначили только что прогремевшего в «Мальтийском соколе» Хамфри Богарта (он уже снимался у Кертиса) и европейских иммигрантов Ингрид Бергман и Пола Хенрейда (его герой Виктор - руководитель чехословацкого Сопротивления), а на все остальные роли, кроме культовой роли тапера Сэма, которую сыграл барабанщик и певец Дули Уилсон - десятки других евроиммигрантов.
В итоге «Касабланка» стала - помимо многих других своих смыслов - фильмом про иммигрантов, сделанным иммигрантами. В одной из сцен, формирующих завязку, европейское «население» Касабланки жадно смотрит на приземляющийся самолет, во время ночного разговора, предшествующего появлению Ингрид Бергман, герои также следят за пролетающими самолетами: это классический эскапистский мотив - не эти ли крылья унесут нас отсюда?
Наконец, важнейшая сцена фильма - исполнение «Марсельезы». Виктор и беженцы со всей Европы поют «Марсельезу» в ответ на исполнение гитлеровцами «Стражи на Рейне», немецкой патриотической песни. Поскольку все актеры и сами беженцы из Европы, лишенные родины, исполнение «Марсельезы» для них - не просто актерская задача. И если во время этой сцены вы не смахиваете украдкой слезу, у вас просто нет сердца.