ОХОТА НА ВЕДЬМ

Mar 14, 2022 21:00

 Кар Теодор Дрейер, автор великого фильма «Страсти Жанны д’Арк», вновь обратился к теме превосходстве духа над телом с совершенно неожиданной стороны в фильме военного времени «День гнева» (1943). По некой одному Дрейеру известной причине он решил в это непростое для Дании время рассказать об истории знаменитой норвежской «ведьмы» Анны Педерсдоттер, сожженной в 1590 году. Съемки фильма начались еще во времена «мягкой» оккупации Дании, но к моменту выпуска картины в стране уже было смещено коалиционное правительство и введено военное положение.




Дрейер поместил действие истории в самый разгар охоты на ведьм - в 1623 год. Анна, молодая жена пожилого пастора Абсалона, в чьи обязанности входит судить ведьм, прячет в доме пожилую знахарку Марту, которую хотят судить как ведьму. Марта рассказывает Анне о том, что ее мать была ведьмой и что спас ее Абсалон. Это значит, что и сама Анна может обладать колдовскими способностями... Действие закономерно приходит к сцене суда над Анной, в которой она должна поклясться над мертвым телом своего мужа, что она невиновна - но к этому моменту она всей душой уверена в том, что она действительно ведьма!
Таким образом, «День гнева» стал антитезой к «Страстям Жанны д’Арк». Но тема превосходства духа над телом не была закрыта - своего часа ждал замысел фильма «Слово» по пьесе Кая Мунка, над которым Дрейер начал работать еще в 1933 году.
Интересно, что Дрейер всегда отрицал очевидные антитоталитарные параллели, которые увидели в сюжете фильма буквально все - и зрители, и критики, и оккупационные власти. Под предлогом продвижения своей картины на зарубежных рынках Дрейер после премьеры покинул Данию и провел остаток войны в Швеции. Тем не менее его позиция оставалась неизменной: «День гнева» - фильм об охоте на ведьм в XVII веке и о героине, которая по собственной воле признала себя ведьмой.

Дрейер Карл Теодор

Previous post Next post
Up