«Метрополис» Фрица Ланга - одна из первых настоящих картин в жанре научной фантастики.
Фильм начинается с виртуозно смонтированных и совмещенных кадров механизмов. Их сменяют кадры круглых часов, далее следует план чудовищного заводского гудка. Темные колонны безликих рабочих движутся в противоположных направлениях, одни на смену, другие - со смены, в подземный город.
А высоко за облаками молодые люди, одетые в белое, упражняются на роскошном стадионе - как и ряд других сцен, это снято с помощью т.н. эффекта Шюфтана. Город будущего Метрополис - шедевр художественной постановки, комбинированных съемок и спецэффектов. Интенсивный трафик автомобилей и аэропланов - покадровая анимация, перемещение колонн рабочих среди макетов городских домов - эффект Шюфтана.
Жесткая интрига, по ходу которой духовного лидера рабочих, девушку Марию (несравненная Бригитта Хельм) подменяют первым в кино роботом, который подбивает рабочих на бунт и устраивает наводнение, заканчивается довольно слабым хеппи эндом, в котором подлинная Мария всех спасает и наставляет, что посредником между Головой (верхним миром) и Руками (нижним миром) должно быть Сердце.
Тем не менее, «Метрополис» оказал колоссальное воздействие на весь последующий мировой кинематограф и все мировое искусство - причем не только в области дизайна. Очевидно влияние «Метрополиса» на такой шедевр, как «Новые времена» Чаплина. Дизайн робота тоже стал материалом для бесчисленных подражаний, а обстановка лаборатории безумного ученого превратилась в настолько популярный штамп, что добралась даже до советского кино («Иван Васильевич меняет профессию» Гайдая).
«Метрополис» стал первым действительно грандиозным фильмом-катастрофой и антиутопией. Он предвосхитил не только будущий облик городов небоскребов, но и облик «городов будущего» из современных антиутопий, в которых безошибочно угадываются черты все того же Метрополиса.