Оригинальный монтаж главного открытия Кулешова, как известно, не сохранился. Даже точная дата проведения знаменитого монтажного эксперимента, благодаря которому был открыт эффект Кулешова, неизвестна - сам Кулешов относит его приблизительно к 1920 г.:
«Суть эффекта заключается в следующем. Я чередовал один и тот же кадр - крупный план человека - актера Мозжухина - с различными другими кадрами (тарелкой супа, девушкой, детским гробиком и т. д.). В монтажной взаимосвязи эти кадры приобретали разный смысл. Переживания человека на экране становились различными. Из двух кадров возникало новое понятие, новый образ, не заключенный в них, - рожденное третье. Открытие ошеломило меня. Я убедился в величайшей силе монтажа. Монтаж - вот основа, сущность построения кинокартины! По воле режиссера монтаж придает различный смысл содержанию».
Click to view
На видео: первые полминуты - кадры из фильма «Эйзенштейн» (реж. Ренни Бартлетт, 2000). Эйзенштейн, которого играет С. Макберни, и Александров (Р. Култхард) обмениваются репликами на лекции о монтаже, которую читает, предположительно, Кулешов. Далее аналогичный монтажный эффект объясняет Хичкок в программе CBC «Беседы с Хичкоком» (реж. Флетчер Маркл, 1963).
Первая треть онлайн-курса по истории кино закончилась, но еще можно успеть почти на все лекции по звуковому кино, подробности на
https://kamill.livejournal.com/607079.html.
Телеграм-канал:
https://t.me/kamill_cinemaИнстаграм-канал:
https://www.instagram.com/kamill_akhmetov