Через два дня станут известны результаты 90-го, юбилейного «Оскара». Давайте попробуем разобраться, как на них может отразиться своеобразие текущего момента.
«Оскар’2018» - первый настоящий «Оскар» трамповского периода. Это значит, что независимо от того, в какие болевые точки планировали попасть кинематографисты с фильмами 2017 года, антивоенная и антиавторитарная темы в этом году могут серьезно потеснить антидискриминационную - главную тему последних лет.
Однако пеленг на лучший фильм сильно забит помехами последних месяцев - граничащей с истерикой эйфорией восторгов вокруг отдельных фильмов номинации, а именно «Формы воды» Гильермо дель Торо и «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури» Мартина Макдонаха - и это довольно печально.
С одной стороны, это заметные произведения. С другой стороны, непонятно, чем именно эти фильмы выделяются среди других неплохих картин номинации - вроде «Леди Берд» Греты Гервиг. Такие картины, безусловно, полезны, чтобы как-то обозначить разницу между приличным кино и поделками вроде «Прочь» Джордана Пила - фильма, который, с одной стороны, спекулирует на антирасистской тематике, а с другой стороны, не знает, кто он - параноидальный триллер в духе классических «Вторых» Франкенхаймера или слэшер а-ля Дарио Ардженто. (Заметим в скобках, что из «Прочь» могла бы получиться отличная социальная притча, если бы не бездарный третий акт.) Однако здесь хотелось бы вспомнить о том, что в номинацию «Лучший фильм» не попали такие прекрасные картины 2017 года, как «Большая игра» Аарона Соркина и «Тоня против всех» Крэйга Гиллеспи, а феноменальная «мама!» Даррена Аронофски вообще никак на этом «Оскаре» не представлена. Ну и какое тут может быть «Прочь»?
Хотелось бы отметить великолепные «Секретное досье» Стивена Спилберга и «Темные времена» Джо Райта. «Секретное досье» для престарелых киноманов, помнящих классику, работает как приквел «Всей президентской рати» Пакулы - вплоть до того, что заканчивается историческим телефонным звонком из отеля «Уотергейт». И Мерил Стрип просто обязана получить награду, как лучшая актриса. Марго Робби из «Тони против всех» и Фрэнсис Макдорманд из «Трех билбордов» тоже очень круты, но не настолько. Я опущу анализ, просто посмотрите, как Мерил Стрип играет женщину, которая на пятом десятке и после 20 с лишним лет счастливого брака вдруг потеряла мужа и стала владелицей газеты - это все предыстория, а мы видим уже результат и то, как эта героиня попадает в крутой замес национального масштаба. А события «Темных времен» очень кстати переплетаются с событиями «Дюнкерка» Кристофера Нолана.
И тут мы как раз вспоминаем о трех действительно лучших фильмах номинации. Неповторимая и неподражаемая «Призрачная нить» Пола Томаса Андерсона построена на экзистенциальном конфликте незаурядного героя - его играет Дэниел Дэй-Льюис, который послезавтра должен, на мой взгляд, стать лучшим актером. Вся сила удара этого конфликта приходится на главную героиню, и она должна, по идее, сгореть в этом огне, как мотылек - но не сгорает. Единственная слабость этого великолепия в том, что оно не работает ни против Трампа, ни против дискриминации, так что Пол Томас Андерсон должен, видимо, заработать награду, как лучший режиссер.
«Зови меня своим именем» Луки Гуаданьино - потрясающе тонкая работа большого мастера. Его предыдущий «Большой всплеск» тоже был незаурядной картиной, но такой мощи, честно сказать, не предвещал. Если оскаровское жюри будет не очень сильно настроено против войны, то это кино может получить приз, как лучший фильм.
Но, наверное, все-таки не получит - во-первых, потому что антивоенные настроения, вероятно, будут сильнее, а во-вторых, потому что «Дюнкерк» не только невероятное, эпическое и масштабное, но еще и новаторское кино. Раньше Нолан уже играл с временем, его фильм «Помни», между прочим, вышел на два года раньше более громкой «Необратимости» Гаспара Ноэ. После этого он попытался вернуться к проблеме времени в «Начале», но большого новаторства в итоге не случилось - получился просто очень хороший фильм с интересной нелинейной драматургией. На фоне «Начала» о следующей попытке Нолана что-то сделать с временем в «Интерстелларе» даже и вспоминать не хочется, особенно после изящного «Прибытия» Дени Вильнева.
И вот появляется блистательный, ошеломляющий «Дюнкерк». С точки зрения британских солдат на пляже он идет неделю, с точки зрения волонтеров из гражданской флотилии - день, с точки зрения летчика - полтора часа. Эти временные отрезки наложены друг на друга и в результате получается одна из немногих инноваций в киноязыке за все текущее десятилетие. «Дюнкерк» - лучший фильм.
Говоря о лучших ролях второго плана нам опять придется вспомнить «Три билборда», поскольку большей части своего успеха фильм обязан Фрэнсис Макдорманд и Сэму Рокуэллу. Удивительно, как благодаря актерам этот фильм, в основе которого - очередной пижонский диалоговый сценарий Макдонаха, становится чем-то серьезным. Роль Сэма Рокуэлла в «Трех билбордах» уникальна, его преображенный герой в финале фильма напоминает героя Бориса Плотникова из «Восхождения» Шепитько, именно благодаря Рокуэллу кино приобретает окраску притчи и заставляет вспомнить о библейском Сауле. Этого недостаточно, на мой взгляд, для того, чтобы рассматривать «Три билборда» как действительно важный фильм, но Сэм Рокуэлл, безусловно, достоин награды как лучший актер второго плана. А лучшим сценарием, видимо, станет сценарий Мартина Макдонаха.
А вот с лучшим адаптированным сценарием ситуация поинтереснее, тем более что больше нет ни одной номинации, в которой можно было бы отметить блестящий фильм «Большая игра», и Аарон Соркин, лучший сценарист в мире - как раз тот человек, который и должен получить этот приз.
Лучший иностранный фильм - больная тема для нас, поскольку обычно мы подаем на «Оскар» что-нибудь не то, а когда туда едет Андрей Звягинцев, что-нибудь идет не так. Очень хочется, конечно, чтобы эту награду получила «Нелюбовь». Я не видел ливанское «Оскорбление» (интересно, хоть кто-нибудь видел?), но вывод об общем уровне номинации можно сделать по остальным фильмам. Чилийская «Фантастическая женщина» - это просто интересная и жесткая драма, которая пытается стать больше благодаря трансгендерной женщине как главной героине и главной актрисе - но не становится. Шведский «Квадрат» ловко сделан и неплохо отражает мир героя, вокруг которого буквально все ведут себя неадекватно - но уханье человека-гориллы немного мешает расслышать собственно авторское высказывание.
И все же я боюсь, что Звягинцев и теперь не получит «Оскара», причем на этот раз - справедливо. В прошлый раз его заслуженную награду отдали существенно менее сильной «Иде» Павликовского, но теперь на сцене появляется настоящая бомба - «О теле и душе», гениальная романтическая притча знаменитой венгерки Ильдико Энеди, против которой у нас попросту нет методов (как против Кости Сапрыкина). Единственное, что может увести киноакадемиков от верного выбора - это сцены жестокости, снятые Энеди на мясокомбинате.
О Кристофере Пламмере и Ридли Скотте говорить не хочется. Хочется посмотреть «Все деньги мира» с Кевином Спейси. Простите меня за это, если сможете.
Лучшую женскую роль второго плана тоже отдать никому не хочется - простите меня и за это тоже.
БОНУС - трейлер настоящего лучшего фильма года:
Click to view
#оскар #оскар2018