Самым важным из всех тридцати шести сюжетов Жоржа Польти - по нынешним временам, когда люди разных поколений одинаково не верят в свои силы - вероятно, следует считать сюжет номер 12, достижение.
Классический фильм о достижении - безусловно, “Рокки”, и за него, как за мощный пример рассказа о победе над собой и обстоятельствами, Сильвестру Сталлоне будет благодарно еще не одно поколение.
Колин Ферт
Георг VI
Как фильм о достижении, “Король говорит!” - важнейший фильм “Оскара’2010”, и именно за это он получит статуэтку в номинации “Лучший фильм”. Правда, это вовсе не означает, что награду получит и режиссер Том Хупер - боюсь, что у него-то как раз шансов нет (Американская гильдия режиссеров
не боится). В отличие от артистов - Ферта, Бонэм Картер и Раша. Но сейчас не об этом.
Да, уникальный исторический материал - сотрудничество Альберта, герцога Йоркского, и Лайонела Лога, гения логопедии, продолжавшееся четверть века и переросшее в дружбу. Скандальное отречение от престола Эдуарда VIII, сделавшее Альберта королем Георгом VI, а его жену Элизабет Боулз-Лайон - королевой Елизаветой. Вступление Британской империи во Вторую мировую войну и знаменитая речь короля.
Хелена Бонэм Картер
Елизавета
Всякие детали. Три премьер-министра - Болдуин, Чемберлен и (будущий, и самый карикатурный в фильме) Черчилль. Непрерывное курение Альберта, которое впоследствии свело его в могилу. Две его очаровательные дочери, одна из которых правит Британией по сей день.
Но подлинный король этого фильма - конечно, Джефри Раш.
Джефри Раш
Лайонел Лог
Он - не только центр истории об излечении короля от заикания. Он еще и центр юмора этой далеко не смешной картины (в которой даже обязательный гэг “королева зашла на чай” отработан очень сдержанно и аккуратно, хотя присутствие Бонэм Картер и заставляет вспомнить о Безумном Чаепитии). Он усаживается на древний трон и называет его королевское высочество (а затем и величество) “Берти”. Он учит короля болтать частушки и материться. Он изображает шекспировских горбунов, но проваливает прослушивание на “Ричарда III”, удостоившись единственного комплимента: “У вас прекрасная дикция”. В ответ на королевское “Не знаю, как вас и благодарить” он моментально находится: “Может, рыцарским званием?”.
И конечно, на самом-то деле он совсем из другой пьесы. Он профессор Хиггинс навыворот из “Пигмалиона” наоборот, в котором он - приезжий без диплома, а его подопечному надо казаться монархом именно потому, что он и есть монарх. И конечно, кино обильно сдобрено цитатами из “Пигмалиона” - или даже из “Моей прекрасной леди”, если учесть вокально-танцевальные упражнения героев. Тут и устрашающие орудия звукозаписи, и полный рот камней, и скороговорки, и пари.
Возвращаясь к историческим персонам короля и логопеда, было бы несправедливо не восстановить одну небольшую историческую деталь. В финальных титрах картины сказано, что в благодарность за заслуги перед королевской семьей Георг VI и впрямь пожаловал Лайонелу Логу рыцарское звание. Но ничего не сказано о том, когда это случилось. Остается думать, что, вероятно, в ходе войны, или после войны.
На самом же деле это произошло на следующий год после коронации Георга VI - за два года до начала войны.