Финальная серия «Шерлока» получилась впечатляющая, спорная и неровная.
Круто то, что Моффат и Геттис продолжают экспериментировать с формой, а не делают процедурал, бесконечный римейк первой успешной серии. С другой стороны, шоураннеры слишком глубоко залезли на территорию Томаса Харриса и взяли у него слишком много. Со многими решениями хочется поспорить. Музыкальные вставки Iron Maiden и Queen вообще настолько некстати, что вспоминается анекдот про любимую песню «Валенки».
Но все это не так важно. И дело не в том, будет пятый сезон или нет. Независимо ни от чего, эта серия содержит несколько важных идей.
Первое. Традиционный детектив устарел - особенно фильмы о родной милиции, которые происходят в мире, где все хорошо, и только кто-то кое-где у нас порой. Современный детектив не имеет права бесконечно восхищаться мастерством сыщика, он должен быть триллером, наследником нуара, и напоминать о том, что жить опасно. Именно поэтому Моффат и Геттис бросили игру в детектив, прекратили любоваться безразмерным мозгом Шерлока и его способностями, и поставили его в ситуацию, в которой от него, по большому счету, мало что зависит.
Второе. Жить не только опасно, но и страшно - и мы к этому привыкли. Логический квест а-ля Форт Боярд, который занимает большую часть экранного времени серии, нам кажется странным и диким, а вот в девочку на борту самолета со спящими пассажирами и экипажем мы верим сразу и безоговорочно. Проснитесь, это неправильно - самолеты с девочками не должны падать.
Третье. Нам не на кого рассчитывать в этой жизни, кроме семьи и друзей. Даже если ваш брат Эдгар Гувер, а сестра Ганнибал Лектер, ближе них у вас никого нет. Если на кого и рассчитывать - то на них, а не на правительство.