Оригинальный негатив фильма Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны Д'Арк» был уничтожен, и шедевр долгое время считался утраченным. Но тридцать лет назад в Дании нашли очень хорошую копию, и в 1985 году фильм был перевыпущен.
Инквизиции нужно получить от темной девушки, не умеющей ни читать, ни писать, страдающей галлюцинациями, признание в том, что ее видения были не от бога, а от дьявола. Судьи фарисействуют, убеждая героиню отречься от ереси в обмен на пожизненное заключение («Удачный день - ты спасла и душу, и жизнь»), но в финале Жанна собирается с силами и отказывается от признательных показаний, за это - казнь на костре, снятая натуралистично.
Фильм основан на протоколах процесса над Жанной д'Арк. Жанна настаивает на том, что она божья посланница. Но она слаба, больна и запугана. Постоянно опухшие от слез глаза театральной актрисы Марии Фальконетти на крупных планах - не грим, в фильме вообще нет грима. Фильм немой, но артисты произносят свой текст, а не отсебятину, как часто бывало в немом кино (да и в звуковом), и поэтому диалоги выглядят весьма естественно.
Дрейер - один из режиссеров, органично перешедших из немого кино в звуковое. Самый успешный его фильм - «Слово». Считается, что оригинальная пьеса Кая Мунка утверждает силу религиозной веры, но сила «Слова» в том, что целых два часа, то есть практически в течение всего фильма, на экране - гиперреалистичная сельская жизнь, почти как в «Земле» Довженко. Пастухи пасут, портной шьет, два мощных старика вяло переругиваются из-за истинного бога, беременная сноха боится подойти к свекру с семейным вопросом, сын хочет жениться, дочь хочет замуж, психованный брат проповедует от имени Иисуса Христа, акушер накладывает щипцы. Где-то рядом, по идее, живет и проповедует сам Мунк (фильм снимали в родной деревне мученика), но общее настроение не оставляет места ни богу, ни чудесам.
К финалу, когда все, включая пришедшего в рассудок брата, собираются у гроба, уже не остается сомнений в том, что нет ни чудес, ни бога, ни души.
В кино было много сцен воскрешения, но именно эта сцена воскрешения решена так, как, видимо, и должны на самом деле воскресать умершие люди. Эта сцена делает большой фильм великим.