Воскресение

Oct 27, 2016 10:00

Оригинальный негатив фильма Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны Д'Арк» был уничтожен, и шедевр долгое время считался утраченным. Но тридцать лет назад в Дании нашли очень хорошую копию, и в 1985 году фильм был перевыпущен.



Инквизиции нужно получить от темной девушки, не умеющей ни читать, ни писать, страдающей галлюцинациями, признание в том, что ее видения были не от бога, а от дьявола. Судьи фарисействуют, убеждая героиню отречься от ереси в обмен на пожизненное заключение («Удачный день - ты спасла и душу, и жизнь»), но в финале Жанна собирается с силами и отказывается от признательных показаний, за это - казнь на костре, снятая натуралистично.

Фильм основан на протоколах процесса над Жанной д'Арк. Жанна настаивает на том, что она божья посланница. Но она слаба, больна и запугана. Постоянно опухшие от слез глаза театральной актрисы Марии Фальконетти на крупных планах - не грим, в фильме вообще нет грима. Фильм немой, но артисты произносят свой текст, а не отсебятину, как часто бывало в немом кино (да и в звуковом), и поэтому диалоги выглядят весьма естественно.

Дрейер - один из режиссеров, органично перешедших из немого кино в звуковое. Самый успешный его фильм - «Слово». Считается, что оригинальная пьеса Кая Мунка утверждает силу религиозной веры, но сила «Слова» в том, что целых два часа, то есть практически в течение всего фильма, на экране - гиперреалистичная сельская жизнь, почти как в «Земле» Довженко. Пастухи пасут, портной шьет, два мощных старика вяло переругиваются из-за истинного бога, беременная сноха боится подойти к свекру с семейным вопросом, сын хочет жениться, дочь хочет замуж, психованный брат проповедует от имени Иисуса Христа, акушер накладывает щипцы. Где-то рядом, по идее, живет и проповедует сам Мунк (фильм снимали в родной деревне мученика), но общее настроение не оставляет места ни богу, ни чудесам.

К финалу, когда все, включая пришедшего в рассудок брата, собираются у гроба, уже не остается сомнений в том, что нет ни чудес, ни бога, ни души.



В кино было много сцен воскрешения, но именно эта сцена воскрешения решена так, как, видимо, и должны на самом деле воскресать умершие люди. Эта сцена делает большой фильм великим.

Дрейер Карл Теодор, Мунк Кай, Фальконетти Мария Рене, "Слово", Д'Арк Жанна, "Страсти Жанны д'Арк"

Previous post Next post
Up