В Аронофски раздражает не то, что он недалек или ему нечего сказать. Напротив, он, очевидно, умен, и знает очень много. Но вот только поделиться своим багажом с людьми никак не получается.
“Рестлер”, лучший из его фильмов, рассказывает массу всего о жизни, но это на 80 процентов благодаря драматическому таланту Рурка, усиленному его подлинным жизненным опытом. К тому же, в отличие от предыдущих картин Аронофски, сценарий “Рестлера” написал не Аронофски.
Сценарий “Черного лебедя” тоже написал не Аронофски. Что он в этом сценарии нашел - непонятно. Известен его вклад в историю - драму о соперничестве артистов он перенес из обычного театра в театр оперы и балета. Шутку о том, что “Черный лебедь” - это “Призрак оперы” плюс “Шоугерлз”, пропустим.
У исхудавшей до полупрозрачности Натали Портман кругом враги. Мама, которая отдала ее в балет (видимо, еще в прошлом тысячелетии) и теперь потихоньку гнобит за то, что она никак не станет примой. Бывшая прима (Вайнона Райдер), которая ненавидит ее за то, что она-таки становится примой. Француз-балетмейстер (Венсан Кассель), который ставит ей в пример испорченную товарку (Мила Кунис), которая лучше всех может танцевать Черную лебедь, и пытается пробудить в ней необходимую для роли сексуальность. Искомого результата он так и не добивается, за него это делает департамент спецэффектов (здесь можете сами добавить шутку о роли компьютерной графики в сексуальности Портман).
Самое плохое - для фильма о балете в “Черном лебеде” маловато балета, для фильма не о стриптизе - многовато стриптиза, а для фильма вообще - маловато кино, причем то кино, которое есть, хочется вырезать. Штуки с неврозами и раздвоениями личности заходят так далеко, что весь замысел Аронофски теряется где-то на первых подступах к территории Линча, и вдумчивому зрителю начинает казаться, что вообще все персонажи выдуманы героиней Натали Портман, а сама она грезит наяву в какой-нибудь психушке. В фильме много красивых кадров, но они не работают на историю и пропадают впустую.
Как хотите, а я вижу у Аронофски проблему - ни один из его фильмов нельзя назвать полноценным высказываением. Это какие-то обрывки, какие-то эпизоды, какие-то частные случаи. Любой наркоман может сказать - ну, я же не такой, как эти, из “Реквиема по мечте”.
Впрочем, кутикулы, и правда, кого хочешь с ума сведут.