А ровно десять лет назад мог бы получить «Оскара», но не получил (проиграл «Столкновению») блестящий фильм «Доброй ночи и удачи» - вторая режиссерская работа Джорджа Клуни, и, возможно, лучшая кинороль Дэвида Стрейтерна, которого мы привыкли видеть в качестве злобного чиновника от разведки из «Борна».
Во-первых, это удивительная история великого тележурналиста Эдварда Мэрроу, который с открытым забралом выступил против всесильного сенатора Маккарти - главы подкомитета по расследованию Сената США, патриота, алкоголика, лжеца и демагога, врага коммунистов, либералов, артистов и геев.
Слева Эдвард Мэрроу; справа Дэвид Стрейтерн в роли Мэрроу
Во-вторых, это мастерство постановки, которого сложно было ожидать от Клуни после странных дебютных «Признаний опасного человека» (с тех пор он снял еще «Охотников за сокровищами», которых совсем невозможно смотреть).
В-третьих, это великолепные актеры (кроме Стретейрна - сам Клуни, Дауни-младший, Ланжелла, Джефф Дэниэльс, Патришия Кларксон).
И, в-четвертых - это образ врага, настолько сильный, что кажется преувеличенным и наигранным.
Click to view
Но никто специально не создавал для «Доброй ночи и удачи» преувеличенный и наигранный образ врага. Роль сенатора Маккарти - карикатурного фюрера, патриота, охотника на ведьм, врага коммунистов, либералов, артистов и геев, желтушного алкоголика - исполнила в фильме архивная запись Маккарти.
Одним из аргументов американских реакционеров, доказывавших коммунистическую сущность либералов, была знаменитая теперь пословица (вы должны ее помнить по «Криминальному чтиву»): «Тот, кто ходит как утка, плавает как утка и крякает как утка - очевидно, утка». Как напомнил мне пару лет назад друг
onoffetc, реплику «Возможно, он говорит как идиот и выглядит как идиот. Но вы не должны обманываться: он действительно идиот» обыграли братья Маркс в «Утином супе».
Маккарти оказался эталоном «утиного теста». Этот тест все еще работает, и его актуальность растет.