Победа «В центре внимания» - новость даже посильнее, чем победа «Повелителей бури» семь лет назад. Хотя тогда, помнится, Роман Волобуев шутил, что «Повелители бури» против «Аватара» - как лейтенант Рипли против Годзиллы - и, если подумать, оказался не так уж и неправ.
Никакого рецепта «оскаровского» фильма на самом деле нет. В прошлом году вместе с «Бердменом» выступал блистательный «Отель «Гранд Будапешт», хороший и при этом важный общественно-значимый фильм «Сельма», мощные человеческие истории «Игра в имитацию», «Отрочество» и «Одержимость». Но «Бердмен» сам по себе внес настолько весомый вклад в киноискусство, что конкурировать с ним было бесполезно.
В этом году все ждали, что победит «Выживший» - такой «Бердмен» в диких условиях. И вдруг Академия делает то же, что в 2009 году - награждает маленький честный фильм.
Бигелоу и Боал рассказали в антивоенных «Повелителях бури» историю хорошего сержанта-сапера - ну, как хорошего, сержант ведь он и есть сержант, уж я-то знаю - самая большая проблема которого в том, что, несмотря на наличие нормального дома и семьи, он никак не может прекратить быть сапером. Нет у него другой жизни. Ужасы войны - или ужасы мирной жизни? Что выбрать? Это же - на мой взгляд, совершенно безуспешно, несмотря на прошлогоднюю номинацию - попытался сделать Клинт Иствуд в «Снайпере». И это главное в «Повелителях бури».
«В центре внимания» поначалу кажется клоном «Всей президентской рати», в которой Редфорд и Хоффман играли Вудворда и Бернстайна из The Washington Post - большие звезды внутри репортерских будней. Работа, работа, работа. Копаемся в телефонной книге, звоним по телефонам, идем по домам, пишем на салфетках. Пошли к главреду - его играет Джейсон Робардс. Нас раздавят. Черта с два.
Но сценарист и режиссер Том Маккарти идет дальше. Пакула показал Никсона только по телевизору. У Маккарти репортеры, которых играют потрясающие Китон, Руффало, Макадамс и другие (причем играют максимально близко к оригиналу, копируя манеру поведения и разговора), довольно скоро сталкиваются со своими врагами - представителями их собственной родной римско-католической церкви и их адвокатами - лицом к лицу. Исключительно интересна фигура главного редактора The Boston Globe, которого играет Лив Шрайбер - покерфейс и буря внутри, которую надо еще увидеть. На его долю выпадает противостояние с главным врагом - местным кардиналом.
Но и это еще не все. Главное Маккарти - естественно, ирландский католик и выпускник Бостонского колледжа - говорит в финале, и это делает «В центре внимания» чем-то побольше, чем просто сильный антиклерикальный фильм. Его герои-репортеры, которые только что заработали своей газете Пулитцера, хотя еще не знают об этом, говорят друг другу - а что бы было, если бы нам не дали это задание? А что вообще будет, если все хорошие люди так и будут отворачиваться и делать вид, что они не замечают зла?
Герой Лива Шрайбера - реальный главный редактор - три года назад перевелся из Бостона в Вашингтон. Теперь он делает ту самую The Washington Post, и у него работает тот самый Вудворд.