Жестко критикуемый «Конец прекрасной эпохи» Говорухина - первый из поздних фильмов Станислава Сергеевича, который мне понравился после «Артистки».
Недостатки фильма заканчиваются там, где они переходят в достоинства. Да, многие актеры играют не роли, а свою фактуру и текст. Но Ходченкова, Гармаш и Астрахан прекрасны в любом случае, что бы они ни играли.
Да, драматургия балансирует на грани вымирания, потому что рассказы из довлатовского «Компромисса» сколочены вместе методом грубой силы и не порождают единой истории. Да, по фильму можно было бы расставить титры: «Компромисс первый», «Компромисс пятый», «Компромисс восьмой», «Компромисс девятый», чтобы альманах коротких фильмов не притворялся полным метром. Но он им не так уж и притворяется.
Да, Говорухин не создает на экране «липкий, невыносимый абсурд», как этого хотелось бы критикам... Но ведь и Довлатов - не Кафка!
А режиссер говорит все, что хотел сказать об оттепели, ее конце и последствиях, еще в документальном прологе (если не ошибаюсь, там и кадры из «Заставы Ильича» есть) и - несмотря на то, что фильм стопроцентно повествовательный - в превосходной черно-белой картинке. Привет от эпохи черно-белого телевидения, черно-белых газет, черно-белых новостей - черной-белой современности.
Да, фильм не сложный. А кто сказал, что только сложные фильмы требуют зрительской работы?