В прошедшем году мне многое не понравилось.
Все-таки очень заметно, что киноязык не развивается. Вроде бы научились рассказывать довольно сложные истории. Запредельных возможностей достигли технологии. Есть бюджет - творите шедевры! Но нет, все летит в какую-то пустоту.
Мы* ждем чуда от Нолана, потому что помним «Начало», за которое прощаем ему даже последнего «Темного Рыцаря», но он выпускает увеличенную в сто тысяч раз «Москву-Кассиопею». «
Интерстеллар» - это не плохо, это очень круто с точки зрения повествовательного кино, но для жанра научной фантастики это прошлый век, для этого не нужно быть Ноланом.
Мы ждем чуда от Джексона, который, между прочим, ухлопал на свой 3D-HFR-путеводитель по вселенной Толкиена много жизни и здоровья, но самым интересным фильмов в трилогии «Хоббит» оказывается, к сожалению,
первый, а все остальное нужно Джексону, как Полански - «Оливер Твист».
Мы ждем
чуда от Кэмерона, но ждать его еще долго, зато Paramount с серьезным видом готовит к выпуску ремикс «
Терминатора», от которого мы, положа руку на сердце, уж точно не ждем никакого чуда.
Click to view
Отточенная десятилетиями капиталистическая модель кинопроката работает плохо - из-за
перевернутой схемы потребления свой коммерческий потенциал воплощают лишь отдельные релизы. Прокатчики долго и мучительно ищут подходящие даты для выпуска своих релизов, а потом все равно переносят их; сильные фильмы тупо тянут друг на друга худое одеяло кассы. «Джон Уик» с Кеану Ривзом, в котором убивают 119 человек (из них 78 мочит сам Кеану Ривз), становится у нас новогодним фильмом - видимо, по опыту «
47 ронинов». Невероятные «
Пацаны» Давлетьярова
меняют дистрибьютора и вместо ноября выйдут к 23 февраля - по иронии судьбы одновременно с «Батальоном» Месхиева, который снял «Американку» (т.е. первую версию «Пацанов»). «
Левиафан» Звягинцева пытались выпустить осенью, но в итоге он тоже выйдет в феврале - спасибо родной цензуре за то, что члены Американской академии киноискусств увидели его раньше, чем мы.
Click to view
Цензура - это вообще-то хорошо, это работает. Но только при жесткой тоталитарной системе регулирования отрасли, как при Госкино СССР или в золотые времена студийного Голливуда. В наших условиях цензура вкупе с прочими усилиями в области регулирования отрасли, включая слаженные действия дистрибьюторов, направленные на провал проката отечественных фильмов, верной дорогой ведут нас к малокартинью, товарищи. Проще застать в кинотеатрах какой-нибудь британский или французский арт-хаус, чем важные российские фильмы - лично мне не удалось посмотреть и половины, поэтому в нижеследующем списке вообще не будет отечественных фильмов (нельзя же выделять, например, «Как меня зовут» или «
Я не вернусь», так и не увидев ни «Звезду», ни «Да и да», ни «Левиафана», ни «Сына», ни «Почтальона Тряпицына»).
Напоследок, но не в последнюю очередь - очень не понравилось, что в этом году не было фильма от братьев Коэнов, и что в следующем году его тоже не будет,
а будет он только в 2016 году. И таким образом мы переходим, наконец, к моему списку лучших фильмов. Их будет ровно дюжина, плюс три лучших развлекательных фильма.
Начнем со «Звездной карты» Кроненберга - просто потому, что это самое свежее впечатление. Какая убойная сила, какая невыносимая, неоправданная жестокость! Огонь и вода. Глоток энергии от канадского маэстро - а после вялого и неинтересного «Космополиса» это энергия вдвойне (то есть не «пополам», если вы помните этот анекдот).
«
Исчезнувшая» Финчера, от которой мы ожидали всего лишь триллера, действительно, умело маскируется под триллер с парой перевертышей в духе 90-х. Но это гораздо больше, чем жанровая история. Здесь и психология семейной жизни, и самые уродливые приметы современной экономики и общественной жизни, и журналистика, как главный монстр современности.
Еще несколько ножей в спину современности от
Джармуша и фильма «Выживут только любовники». Главные герои - тысячелетние люди, впитавшие в себя все языки, все культурное наследие и все научные знания всех цивилизаций Земли. Все остальные (мы) - зомби, живущие меньше ста лет, дерущиеся из-за нефти и готовые продать все что угодно за пачку денег.
Терри Гиллиам в «
Теореме Зеро» поражает постиндустриальное общество с другой стороны - из (якобы) будущего. Главный герой Коэн (тезка древнейших священнослужителей, коэнов), сидя в своей универсальной церкви, живет ожиданием знака (телефонного звонка) от кого-то свыше, но знака нет. Мир загнал себя в тупик, и каждому придется искать свой собственный выход.
Но самый сокрушительный удар наносит Макдонах (который Джон Майкл) своей «
Голгофой». Восемь дней из жизни героя прозрачно зарифмованы со Страстной неделей. Герой знает, чем все кончится, и не прочь это предотвратить, но он же не просто бородатый мужик с широкой эрудицией и большими кулаками, он все-таки святой отец. Финал отвечает на вопрос, зачем умирать во искупление грехов и как смерть искупает чужие грехи.
Шедевр фон Триера «
Нимфоманка» можно записать в актив отечественному прокату как минус, который на минус дают плюс - фильм позиционировался как эротика, на которую у нас не ходят (причем Триера, чьи фильмы надо отправлять сразу в киношколы, минуя широкий прокат, у нас считают сумасшедшим извращенцем).
«
Самый опасный человек» Корбайна - настоящая драма, шпионская и человеческая, достойно дополняющая
обойму фильмов об истоках и последствиях 11 сентября, а еще это последняя - и исключительно достойная - работа Филипа Сеймура Хоффмана. Именно таким он и запомнится.
«
Побудь в моей шкуре» Глейзера - фантастика без примесей, рассказанная исключительно визуально. Если бы не будоражащие закадровые шумы, фильм можно было бы смотреть, как немое кино - диалоги полностью отделены от истории, они не объясняют ничего. Это настолько здорово сделано, что вы чувствуете кино своей собственной шкурой - оно визуально великолепно.
«
Венера в мехах» - очередной шедевр Полански. История Ванды и Куземского вставлена в пьесу, которую репетируют драматург и неведомая сущность, притворяющаяся глупой актриской. Пьеса на двоих в одной декорации, если она не усыпляет зрителя, а держит его полтора часа в напряжении - это дико круто.
Поэтому «
Лок» Стивена Найта еще круче. Одна машина, один герой, одиннадцать невидимых собеседников, один из которых уже умер. Вся история рассказана в лоб - по телефону. Результат - захватывающее кино с невероятным саспенсом.
И конечно, «
Отель "Гранд Будапешт"» Уэса Андерсона - изумительная вещица ручной работы, из тех, что ставят на каминную полку - в хозяйстве не нужна, но глаз не оторвать. Полное впечатление, что перед тобой листают тщательно разрисованную старую книгу о слегка приукрашенном и частично выдуманном вчерашнем мире Старой Европы, еще не знакомой с человекообразными в униформе со сдвоенными зигзагообразными литерами в петлицах.
И «Отрочество» Линклейтера, которое он снимал 12 лет, эпизодами по 10-15 минут, пока его герои кто рос, а кто старел! Фильм работает вопреки тому, что у него проблемы с учебником драматургии - главный герой ни к чему не стремится. Он растет. Этим и интересен.
А теперь тройка развлекательных фильмов. Вот она.
«
Стражи Галактики». Очень много компьютерной графики, чудовищ и космических пиратов, а также дерево и особенно енот, но Джеймсу Ганну удалось замаскировать под глупую космическую оперу то самое старое тинейджерское кино, по которому мы так соскучились, в котором можно доказать свою правоту, танцуя.
«
Миллион способов потерять голову» Сета Макфарлейна можно громко ругать за несемейный юмор, но это очень свежий и очень смешной антивестерн. Его герои - трусливый ковбой, застенчивая проститутка, хлыщ из магазина мужской косметики, оторва - жена бандита, изысканный ирландец, укурки-индейцы. «Хорошо» по-индейски - «милакунис». Жанр вестерна очень нуждался в таком фильме.
И блистательная «
Грань будущего» Лаймена. Были десятки попыток поставить военный фантастический блокбастер. «Грань будущего» - круче всех.
С наступающим Новым годом, увидимся в кино!