Я очень люблю режиссера Питера Хаймса.
Этот крутой мужчина, как видно на снимке, снимает, как оператор, свои фильмы сам, причем не используя киношный свет (я сам не верил, пока не прочел одно из его интервью). Почти во всех его фильмах фигурирует имя “Спота” - это может быть фамилия героя, название магазина или что-нибудь еще. На самом деле это фамилия жены Хаймса. Кроме того, встречается герой по фамилии Колфилд - так звали начальника Хаймса, когда тот работал журналистом на телеканале.
В общей сложности Хаймс снял 23 картины.
“Козерог 1” (Capricorn One). Это было 33 года назад, он шел в отечественном прокате. Мне было тринадцать. По кинозалу прошелестел ветерок (сквозняк? вентиляция?), шторки экрана разъехались в стороны, а также вверх и вниз, открывая пространство для “широкого формата”, и я спинным мозгом ощутил - сейчас будет КИНО.
Наверное, это до сих пор мой любимый фильм - кино о “кино”, фантастика без фантастики, об астронавтах, которые ни на секунду не покидают Землю. Сценарий Хаймса - теория заговора, внутри которой за Бролином-старшим (в фильме его фамилия Брубейкер, а в жизни он еще и муж Барбры Стрейзанд), Уотерстоном и О-Джеем Симпсоном, которые не то чтобы прямо хорошие, а просто нестандартные люди в необычных обстоятельствах, гоняются плохие ребята под руководством Хела Холбрука. Простая и честная схема - назад дороги нет, три героя расходятся в три стороны. Бролина спасает кино внутри кино, которое разгадывает Гулд - предыдущий муж Барбры. Невероятные воздушные съемки с участием вертолетов. Когда я слышу заглавную музыку Джерри Голдсмита, до сих пор мурашки по коже.
Споты в этом фильме нет, зато Гулда зовут Роберт Колфилд.
“Чужая земля” (Outland) - космический вестерн. Сценарий Хаймса, один герой против огромного количества негодяев. Герой - Коннери. Полемика с “Чужим” (главный враг в космосе - все-таки человек), куча материала для заимствования Эммерихом в “Луне-44”.
Не то чтобы очень шикарное кино, но ремейк грядет. Хаймс рассказывает, что в свете его кандидатуры на сиквел “2001: космической одиссеи” маэстро Стенли Кубрик очень интересовался тем, как и что было сделано в “Чужой земле”. Одного из героев зовут Спота.
“Звездная палата” (The Star Chamber) - отличный судебный триллер с Холбруком и сравнительно молодым Майклом Дугласом.
Вообще всегда обидно, когда такие фильмы никто не знает, а тут обидно вдвойне, потому что фильм, по факту, оказался очень важным даже не столько для Хаймса, сколько для Дугласа. 70-е и начало 80-х - это период, когда Майкл Дуглас, продюсер, только начинал свою карьеру актера, и играл в основном в комедиях. Мы и помним-то его, начиная с “Романа с камнем”. А тут оказывается, что он уже в 1982 году мог играть именно так, как и в 90-е, как и сейчас.
Самое интересное, что роль судьи, разочарованного в законных методах отправления правосудия, Дуглас потом сыграет еще раз - через 25 лет, и опять у Хаймса (“Разумное сомнение”).
Сержанта полиции, который появляется в кадре на одну или две секунды, зовут Спота. Холбрука зовут Бенджамен Колфилд.
“2010” - собственно, сиквел “Одиссеи”. Сценарий Хаймса по второй “Одиссее” Кларка. Насколько это шикарный фильм, понимаешь, вообще-то, раза с третьего. Мне прямо очень жаль тех, кто его не видел или не понял. Прочитайте Кларка и бегом смотреть “2010”, не обделяйте себя.
Споты нет, как нет его (ее) и в романе Кларка. Зато есть сам Кларк на фоне Белого дома, фото Кубрика в роли фото советского генсека (или американского президента, я что-то путаю), Рой Шайдер в самом соку, Крамаров, молодая Миррен, мама Дешанель и даже Дуллеа из первого фильма.
Ничего особенного не могу сказать о “Президио” (Presidio) - ну стреляют, ну Коннери, ну Хармон симпатичный, ну любовь у него там с молодой Мег Райан, дочерью Коннери. Сюжет выстроен вокруг известного заблуждения, будто бы бриллианты “чистой воды” можно спрятать в чистой воде. Потом на этом же попался Содерберг. Хаймса на этот фильм пригласили вместо Тони Скотта, но героя по имени Спота (какой-то уголовник, кажется) он-таки в сценарий впихнул.
Зато следующий фильм Хаймса “Тонкая грань” (Narrow Margin) - это, братцы, да. Волобуев написал, что это “о том, как Джин Хэкмен отстреливается от бандитов ночью в темном поезде, идущем через тоннель”, или как-то так. На самом деле это единственное, чего в фильме нет, но все остальное - будьте уверены.
Римейк классического фильма Фляйшера сделан с большим уважением к оригиналу, но финальный поворот мудро заменен на противоположный - и правильно. Идеальный криминальный триллер, сценарий Хаймса. Споты не помню. Хэкмена зовут Роберт Колфилд.
"Патруль времени" (Timecop) - один из наименее удачных фильмов Хаймса, хотя и был когда-то одним из самых известных, благодаря участию Ван Дамма. По теме временных парадоксов Хаймс еще пройдется в "И грянул гром". Спота - правительственный чиновник.
“Реликт” (The Relic) - ну, как вам сказать, про доисторическое чудовище. Вообще это скорее фильм Гейл Энн Херд с эффектами Стэна Уинстона - почерк продюсера лезет прямо отовсюду, как в каком нибудь “Вирусе”. Очень масштабно, один раз посмотрите обязательно. Сайзмор хороший. Спота присутствует.
“Конец света” (End of Days). Хаймс говорит, что на этот фильм его сосватал Кэмерон. Положа руку на сердце, получилась, действительно, последняя картина в фильмографии Шварценеггера, которую стоит смотреть (не считая третьего “Терминатора”, хотя кому он, если подумать, нужен). Сатану играет великолепный Гэбриел Бирн. Если надо будет выбрать лучший мистический триллер, который происходит в наше время, то я назову, конечно же, не “Омен”. А вот “Конец света” или “Девятые врата” - надо еще подумать.
“Спота” - бар.
В свете последних событий особенно актуален “Мушкетер” (The Musketeer), которого никто не любит, и поэтому никто не пересматривает по второму разу, а зря. При втором просмотре фильм вызывает чистый восторг. Вот только не надо плакать об оригинальном сюжете Дюма-отца. Он, когда писал “Три мушкетера”, между прочим, не рассчитывал на то, что в наше время любой третьеклассник, не открывавший роман, будет заранее знать про подвески, и что миледи - бывшая жена Атоса, а Констанцию в конце убьют. Это же не главное, в конце концов. Главное - шпаги, дружба, благородство, и чтобы было интересно и смешно.
Поэтому хохмач Куинтано написал сценарий, в котором Констанцию зовут Франческа и она выживает, зато убивают Рошфора, а вместо миледи - злодей Фебр. Поэтому герои переговариваются репликами типа: “Ни разу не видел голых женщин?” - “Не таких красивых…” - “Ты видел много страшных голых баб”. Поэтому в фильме не фехтование, а такое фехтовальное кунг-фу. Поэтому в фильме есть Тим Рот, Мина Сувари и, в роли сами понимаете кого, Катрин Денев.
Маркиз де Спота фигурирует.
“И грянул гром” (A Sound of Thunder), по Бредбери. Опять Хаймсу не повезло: на фильм его взяли вместо Ренни Харлина, продакшн-компания обанкротилась, дорогие декорации утонули во время пражского наводнения 2002 г. В итоге немногие счастливцы видели этот фильм в прокате, но он и на DVD неплохо смотрится. Посмотрите.
“Спота” - супермаркет. Кроме того, Бен Кингсли произносит речь о первооткрывателях, в числе которых упоминает Марко Поло, Колумба, Армстронга и Брубейкера (см. выше).
“Разумное сомнение” (Beyond a Reasonable Doubt) - ремейк Фрица Ланга. Ругают. Мне понравилось.
Сценарий писал сам Хаймс. Он добавил плохого судью, которого играет Дуглас (его можно рассматривать, как судью из “Звездной палаты” через 25 лет), а конец оставил оригинальный, то есть сюрприза вроде бы и нет. Диалоги прекрасные: “Ты на меня пялишься” - “Нет, просто смотрю” - “Так начинай уже пялиться”. “А что будет с кольцом <в носу>, если вы чихнете?” - “На нем повиснет сопля”. Есть и герой по фамилии Спота.
Сейчас Питеру Хаймсу семьдесят. Вот трейлер его нового фильма «Плохая страна», который вышел сразу на DVD.
Click to view
Ерунда, похоже, несусветная, но снято, согласитесь, замечательно.