22 ноября 1963 года убили Джона Кеннеди. По этому поводу Оливер Стоун снял мой любимый фильм о том, как страшно жить: JFK.
Вывод, сделанный десятимесячным расследованием комиссии под руководством председателя верховного суда США Эрла Уоррена - президента Кеннеди убил некто Ли Харви Освальд, самостоятельно, без сообщников и заказчика (как Ильин, пытавшийся через девять лет убить Брежнева, или
Хинкли, пытавшийся через три десятка лет убить Рейгана). Что характерно - после 22 ноября Освальд прожил еще два дня.
Осенью 1966 года окружной прокурор Нью-Орлеана (штата Луизиана) Джим Гаррисон получил информацию о том, что соучастником убийства Кеннеди был некто Дэвид Ферри, житель Нью-Орлеана.
Трехлетнее расследование привело к аресту местного бизнесмена Клэя Шоу, как организатора убийства. Суд присяжных, рассматривавший дело Клэя Шоу в 1969 году, единогласно признал Шоу невиновным.
Ферри был найден мертвым еще до суда. Шоу умер в 1974 году. В 1979 бывший директор ЦРУ Ричард Хелмс показал под присягой, что Шоу сотрудничал с ЦРУ. В финальном отчете комитета HSCA, созданного для независимого расследования покушений на Джона Кеннеди, Мартина Лютера Кинга и сенатора Джорджа Уолласа, утверждается, что, по всей видимости, Освальд, Ферри и Шоу занимались некой совместной деятельностью неизвестного характера менее чем за три месяца до убийства Кеннеди. Хотя это, конечно, ничего не доказывает.
Об этом фильм Стоуна. Гаррисона играет Кевин Костнер, Ферри - Джо Пеши, Шоу - Томми Ли Джонс. Роль Освальда исполнил Гэри Олдмен. Эпизодическую роль председателя верховного суда США Эрла Уоррена - бывший окружной прокурор Нью-Орлеана Джим Гаррисон.
JFK (в русском издании: “Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе”) - самый большой фильм Стоуна. 40-миллионный бюджет (крупный для 1990 года, и был бы еще крупнее, если бы многие актеры не отказались от гонорара), огромный объем исследований (книги Джима Гаррисона и Джима Маррса, указываемые в качестве литературной основы, были только поводом к началу работы), около 150 исполнителей, натурные съемки в Нью-Орлеане и Далласе, включая знаменитый склад школьных учебников. Более чем 200-миллионные сборы, два Оскара (за операторскую работу и монтаж) и куча номинаций (включая режиссерскую и, собственно, лучший фильм), колоссальный общественный резонанс. Неплохо для фильма, в котором, как любят говорить сетевые критики, ничего не происходит.
Сцена финальной речи Джима Гаррисона на суде - сильнейшая в карьере Костнера. Жаль, что такой речи на самом деле не было, и сцена написана на основе ряда выступлений и публикаций Гаррисона. Вот два фрагмента из этой сцены:
Click to view
Click to view
Жаль также, что далеко не всем ныне живущим удастся узнать, в конце концов, правду об убийстве Кеннеди. “Вы не увидите эти документы еще семьдесят пять лет, - здесь намеренно допущена ошибка, в 1969 году оставалось “только” 69 лет (сейчас остается 25 лет. - Я уже сейчас говорю моему восьмилетнему сыну, чтобы он поддерживал физическую форму, потому что одним прекрасным сентябрьским утром 2038 года он сможет войти в Национальный Архив и узнать о том, что знали ЦРУ и ФБР!”
В одном из своих интервью 1967 года Гаррисон сказал: “Если поиск всех убийц займет у меня 30 лет, я будут продолжать это расследование 30 лет. Я в долгу не только перед Джеком Кеннеди, но и перед своей страной”. Этих тридцати лет у Гаррисона не оказалось - он умер в 1992 году.