«Географ глобус пропил» можно и нужно сравнивать с «Осенним марафоном», хотя гораздо больше «Географ» похож на 14-летней давности шедевр Сэма Мендеса «Красота по-американски». Более того, он довольно настойчиво цитирует «Красоту» - от сюжетных ходов до разных мелочей, включая использование любительского видео. Но в главном «Географ» ни на какие свои предтечи не похож, потому что никакой это не фильм о герое нашего времени.
Вот Бузыкин - да, он точно был героем позднесоветского времени, да и сейчас он жив. Даже Антон Городецкий с Лукашиным-младшим, на которых Служкин похож и лицом (что неудивительно), и повадками - тоже герои нашего времени. Потому что герой нашего времени - это разочарованный индивидуалист.
Отличный роман Алексея Иванова, по которому можно было бы без напряжения снять 16-серийник, Велединский не только сократил раз в восемь, но и незаметно перекроил. В результате Служкин постарел, причем сразу в двух измерениях. Во-первых - и это все заметили - в кино Служкин в полтора раза старше героя романа. Это сразу переносит его в совсем другое поколение. Во-вторых - и это уже не так заметно - герой романа наполовину состоит из своего детства, он почти такой же, как и его ученики, у него школьные романы все еще тянутся. Герой фильма, конечно, тоже родом из детства, как и все мы, но детство его было давно, и в фильме не фигурирует. Поэтому, например, его решение не заводить предосудительных отношений с девочкой смотрится не трагично, а совершенно нормально. И на первый план в его характере выходит то, что в книге завуалировано его молодостью и школьными воспоминаниями. То, что он никакой не индивидуалист. Главное в его характере, и самая большая его проблема - в том, что он живет для других, для того, чтобы служить смазкой для других. И долго он, конечно, так не проживет.
Впрочем, хватит о Служкине - хотя это, конечно, великолепный, очень интересный и очень необычный Хабенский, который, к слову, совсем не пользуется в фильме своим фирменным адским взглядом. Все артисты в «Географе» абсолютно органичны - залюбуешься. По справедливости надо обязательно сказать про Елену Лядову, которая сыграла живой комок нервов - не жалко, а пожалеешь.
Приятно, что кино понятно абсолютно любому зрителю, даже если не читать киноязык. Если читать киноязык и культурные коды, кино становится еще богаче. Подскажу один смешной момент - в сцене, где лучший друг и несостоявшаяся любовница «спасают» до изумления пьяного героя из ванной, они затрачивают массу усилий на то, чтобы открыть дверь. Так вот, героя мало того, что не надо спасать (он сам кого хочешь спасет), к нему еще и ломиться не нужно - дверь сконструирована так, что открывается снаружи, надо только уметь.
Только вот сейчас все начнут говорить, что «Географ» - это старое советское кино. Человеческая память, увы, избирательна. Кроме Данелии и Рязанова в советском кино было еще много чего. Повторюсь - «Географ глобус пропил» можно и нужно сравнивать с «Осенним марафоном», что все сейчас и делают. Но это можно и нужно только для того, чтобы увидеть, что на самом деле между этими фильмами очень мало общего.