Как-то раз мы с вами уже
обсуждали, чем можно оправдать существование режиссера Пола У. С. Андерсона, и пришли к выводу, что, видимо, только тем, что у него красивая жена. Похоже, что настала пора разобраться с режиссером Заком Снайдером. Но это в ближайшее время, а пока - немного о его последнем творении.
Вообще это даже как-то глупо, что именно на примере таких огромных фильмов вдруг всей шкурой осознаешь, что да, умные люди и умные книги не врут - чтобы кино состоялось, нужно, чтобы был качественный сценарий, чтобы люди в нем говорили не лозунгами, а человеческим языком, и что кино вообще должно быть про людей, а не про сущности. Когда я смотрел «Человека из стали», я чувствовал себя таким инспектором Глебски из «Отеля «У погибшего альпиниста» Кроманова - не из повести и даже не из сценария Стругацких, а именно из фильма, потому что только в фильме инспектор, такой эстонский Чарльз Бронсон, только лучше, произносит в свое оправдание следующее: «И какое мне дело до этих нелюдей, замаскировавшихся под людей?». Вот именно, никакого.
Генри Кэвилл - красивый фактурный парень с большими бицепсами и большой зарплатой. Говорят, что он даже умеет играть. Я видел его только в «Средь бела дня», и там у него, по крайней мере, были нормальные реплики. В «Человеке из стали» он говорит исключительно чеканными фразами вроде «Мир огромен» и «Я не стану предателем». Отец героя (Рассел Кроу) и его враги во главе с Майклом Шенноном (я все время представлял на его месте Тимоти Олифанта, было бы, по крайней мере, смешно) изъясняются примерно так же. И какое мне дело до этих нелюдей, замаскировавшихся под людей?
На нормальных людей - Кевина Костнера, Дайан Лейн, Лоренса Фишберна, Эми Адамс - остается минут двадцать экранного времени, и это слишком слабое оправдание для войны красных и черных пикселей, которая отнимает остальные два часа. С кино ведь какая штука - вот собрал сейчас «Человек из стали» треть миллиарда, ну, соберет он даже, допустим, миллиард. Кто, кроме аналитиков, вспомнит об этом через жалкие пару лет?
Ценители будут пересматривать «Темного рыцаря» и первого «Железного человека», кто попроще - фильмы про Мстителей и Спайдермена. Эти фильмы (даже про Мстителей и Спайдермена) интересны, потому что они - про людей. В них есть характеры. Они развиваются, конфликтуют. А все, что можно было рассказать про пиксели, уже рассказал девяносто лет назад - когда пикселей не существовало - Эггелинг в мультике «Диагональная симфония».