Завтра не будет времени, так что вот вам заранее - лучший из последних советских фильмов про армию (не про войну): “В зоне особого внимания” Андрея Малюкова (1977 года), который теперь больше известен, как режиссер фильмов “Мы из будущего” и "Матч".
В четвертом классе, помнится, очень завораживало, как десантники дерутся руками и ногами. Теперь вижу - эпизоды из повседневной армейской жизни прямо взаправду (я тоже в карауле у боевого знамени стоял). Нет такой клюквы про советских суперменов, как у Туманишвили. Нормальные такие ребята, бегают, одышка у них, автоматы тяжелые, ссорятся, нервы сдают постепенно. Про Малюкова известно, что он работал еще у Озерова на “Освобождении”.
Волонтиру, правда, задублировали его шикарный молдавский акцент, а тот, кто дублировал, в армии, видимо, не служил - прапорщик говорит "по вашему приказанию явился” (вместо “прибыл”). Ну, и офицеры очень уж интеллигентные, сидят, действительно, как Жуков с Рокоссовским в “Огненной дуге”, размышляют вслух. Агентурную информацию смешно собирают: “Где, говоришь, свояк твой служит?” Ну и в беретах они, понятное дело, по лесу не могли бегать. Главком ВДВ Маргелов настоял, чтобы десантники по фильму в лесу были в беретах, а не в масках бандитских. Кино-то рекламное.
Что характерно - тем, кто уже попал в армию, фильмы про армию, как правило, не показывали. Например, фильм “Солдат Иван Бровкин” - советская классика армейского кино:
- нам его не показывали. А сиквел, “Иван Бровкин на целине” (тоже классика, но уже сельскохозяйственная):
- показывали. Хотя, казалось бы, кому еще показывать армейское кино, как не солдатам? И выбор был прекрасный: кроме “Зоны особого внимания” - куча последовавших за ним фильмов Туманишвили: “Ответный ход”, “Случай в квадрате 36-80” и т.д. Из всего этого разнообразия нам за два года два раза прокрутили суперблокбастер “Одиночное плавание”, оба раза - 23 февраля, ради праздника.
А то, что нам обычно показывали в полковом клубе по субботам, я даже не особенно помню. В основном производственное и сельское кино. Вот “Бровкин-2” застрял в памяти - видимо, тем, что фильм начинается с демобилизации главного героя из армии.
Советское кино, что армейское, что производственное, было, в основном, пропагандистское. Производственное кино пропагандировало производительный труд, которым надлежало заняться после армии. Поэтому его нам и показывали. А армейское кино пропагандировало службу в армии. Тем, кто уже в погонах, это было незачем.