На этой неделе нам наконец-то покажут “Хичкока” - фильм про то, как 55 лет назад Альфред Хичкок задумал и осуществил интереснейший эксперимент - поставить недорого выглядящий, но очень высококачественный черно-белый фильм по примеру массово существовавших (и весьма успешных) дешевых фильмов с поножовщиной.
Для экранизации маэстро выбрал роман “Психопат” Роберта Блоха, права он анонимно приобрел за 9,5 тысяч долларов. Хичкок и сценарист-новичок Джозеф Стефано изрядно перекроили оригинальную историю Блоха, у которого героиня Мэри Крейн теряла голову (буквально) уже во второй главе. Хичкок переименовал Мэри в Мэрион (в телефонной книге Финикса, Аризона, где начинается действие, нашлась настоящая Мэри Крейн) и изрядно смягчил натурализм и жестокость источника в пользу фирменного саспенса.
Хичкок финансировал проект из личных средств и отказался от режиссерского гонорара (который составил бы 250 тысяч долларов) в пользу 60%-ной доли от прибыли студии. Проект обошелся ему в 800 тысяч долларов, заработал же он более 11 миллионов (при общем бокс-офисе 50 миллионов). Фильм получил четыре “Оскара”, буквально каждый кадр “Психо” (на самом деле, конечно, “Психопат”, у нас “Psycho” долго переводили, как “Психоз”) вошел в историю, начиная с этого:
Поэтому грех не вспомнить другой эксперимент, который 15 лет назад осуществил Гас Ван Сент. Он взялся со стопроцентной точностью переснять “Психо” Хичкока в цвете, с новыми актерами и современным антуражем - но по сценарию Стефано, по оригинальным раскадровкам Сола Басса и с классическим саундтреком Бернарда Херрманна (в версии Дэнни Эльфмана), с использованием новейших технологий, которых не было у Хичкока (например, для того, чтобы снять пролет камерой в прологе так, как его задумывал, но не мог исполнить Хичкок).
Разумеется, это был провал. Благодаря упорству, с которым Ван Сент восстанавливал все оригинальные мизансцены и углы съемки, было доказано только одно - покадровые римейки не имеют смысла. Бюджет фильма Ван Сента составил, по разным оценкам, от 20 до 60 миллионов долларов, фильм собрал в итоге всего 40 миллионов. Еще одно достижение римейка - две “Золотые малины”.
Даже вот из этих кадров видно, что героини Джанет Ли и Энн Хеч - два совершенно разных человека:
И конечно, фильм очень многое потерял в цвете. Но все-таки что-то было в детском стремлении Ван Сента переснять старый фильм, “чтобы было нормально”, и в его внимании к деталям…