Один из главных фильмов Джузеппе Де Сантиса: “Рим, 11 часов” 1952 года, хронологически последний фильм итальянского неореализма. Говорят, что практически неизвестен в США. У нас известен в нереставрированном, дублированном на русский язык выпуске 1954 года. Естественно, о послевоенной безработице в Италии.
Отличный ход - в том, что все эти девушки собеседуются на должность машинистки, то есть тем, кто стоит в коридоре, сразу слышно буквально все, что нужно знать о конкурентках. Это, конечно, не “Похитители велосипедов” - двум сотням красивых женщин, выстроившихся, как на параде, сочувствовать несколько тяжелее, чем изможденному расклейщику афиш.
Есть вот такие прекрасные планы лестницы (а также интересные комбинированные съемки обрушения этой лестницы и последующих спасательных работ на ней):
Но самое главное в фильме вот что. В прологе у запертой калитки дома, в котором разыграется вся драма, с раннего утра (а может, и с вечера) сидит на какой-то приступочке девушка - первая в очереди. Умеет ли она печатать на машинке, мы так и не узнаем, потому что у нее не хватит духу зайти на собеседование. Но в эпилоге - после того, как полицейский инспектор устало отпустит свидетелей катастрофы и горько произнесет: “Все ясно, следствие закончено”, поздним вечером эта же девушка снова проберется к калитке, примостится на свою приступочку, и будет ждать утра - а вдруг она все-таки получит эту работу? Ей-богу, это гениально.