Недавно коллега наблюдала в морском отделе известного продуктового магазина душещипательную сцену каннибализма: один камчатский краб жрал другого. То есть отрывал своими жуткими клешнями кусочки мяса у живого собрата и отправлял к себе в пасть.
Лучшую метафору к фильму “Уолл-стрит: деньги не спят” придумать сложно.
Правда, Оливер Стоун, похоже, окончательно отказался снимать оливерстоуновское кино. Раньше в процессе демонстрации стоуновского кино экран ходил ходуном, надувался, как парус, и периодически шел пузырями. К сожалению, все это осталось где-то в двадцатом веке, в золотых временах между “Сальвадором” и “Каждым воскресеньем”.
Новые фильмы Стоуна больше похожи на дорожную карту - сейчас населенный пункт такой-то, снижаем скорость, дальше развилка, берем првавее, поворачиваем направо. Жесткий и яростный стоуновский почерк сменился безответственной манерой язвительного, но не очень вдумчивого рассказчика. Иногда он начинает захлебываться фразами: “А его толкают на улице, а у него в нагрудном кармане кольцо за полмиллиона, а он не замечает…”, или “А он едет с невестой, и тут ему звонит та девица, и они говорят о работе, и он про невесту вообще забывает…”, или “И тут он как пошел рассказывать инвесторам про инновационную технологию, и все так на него смотрят, а он так рассказывает, и эта баба тоже смотрит…”, но все это ничем на заканчивается - кольцо остается в кармане, та девица и эта баба больше в кадре не появляются, едем дальше. При этом настоящие сюжетные “крутые повороты” разрисованы настолько обстоятельно и детально, что их видно за шесть миль.
Но, хотя смириться с новой творческой манерой моего личного кумира 80-х и 90-х было тяжело, при ближайшем рассмотрении открылось следующее: главная звезда “Уолл-Стрит: деньги не спят” не мальчик ЛаБеф (стопроцентный мискаст, ну правда) и не седой Дуглас, а деньги. И Дуглас, и Бролин, и старенький Уоллах, и прекраснейшая из всех женщин Сарандон, и Шин под ручку сразу с двумя девчонками в эпизоде, играют в этои фильме разные ипостаси Желтого Дьявола, проявляя полное отсутствие позитивных устремлений. Кстати, параллели с “Адвокатом дьявола” вполне уместны. Единственный, кто играет не деньги, а человека - Ланжелла. Такое впечатление, что рассказчик - он же, хотя, по объективным причинам, это невозможно.
Wall Street: Money Never Sleeps - о вполне упитанных и ухоженных людях, которые ведут себя, как голодные гиены. И о том, что, конечно, таких меньшинство. Большинство все же ведет себя иначе - как голодные шакалы.
В качестве эпиграфа к этому саркастическому произведению подошла бы цитата из песни “Аквариума”: “Мои слова не особенно вежливы, но и не слишком злы. Мне просто печально, что мы могли бы быть люди”. И фильм надо было в честь этой же песни (см. заголовок) назвать.