“Анна Каренина” - элегантная выходка эрудированного пижона, блистательно выполненное формальное упражнение, демонстрация силы, если хотите. Кино ли это - отдельный вопрос.
Каренин и Каренина
Формальные эксперименты опасны тем, что чем дальше они от нормативного кинематографа, тем меньше у них шансов быть оцененными широкой аудиторией. (Скажем, Баз Лурманн - уже, кажется, общепризнанная жертва собственных формальных экспериментов. От “Ромео + Джулетты” все были в восторге, но с “Мулен Руж!” и “Австралией” Лурманн лупил в белый свет, как в копеечку. Скоро, впрочем узнаем, что у него получилось с “Великим Гэтсби”.)
Джо Райт, сертифицированный постановщик “Гордости и предубеждения” и “Искупления”, только что выдал “Ханну”, которую продавали, как идеальный боевик, и которая на поверку оказалась только тизером боевика. В “Карениной” его интересовала, похоже, не столько история Карениной, сколько то, как “Каренину” видят те, кто читал ее на английском. По русскоязычной аудитории эта палка бьет другим концом - вместо того, чтобы смотреть фильм, мы каждую секунду оцениваем, похожи ли прекрасные британские актеры на русских дворян (будто мы видели русских дворян, ага) и посмеиваемся над репликами вроде “my little kotik”.
Вронский
Меня, конечно, очень интересовало, что сделает с “Карениной” Том Стоппард - человек, который написал, на минуточку, “Розенкранц и Гильденстерн мертвы!” и “Влюбленного Шекспира”. С сожалением вынуждем констатировать, что ничего экстраординарного, вроде истории Карениной глазами Китти и Левина, он не сделал, просто написал сценарий по литературному источнику, как он уже делал много раз.
Китти и Левин
С сожалением вынужден констатировать также, что “Анна Каренина” Джо Райта стала самым заметным культурным явлением, посвященным наследию Льва Толстого, в годы, близкие к столетию смерти Толстого. На собственной родине великий писатель, который “…в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние…”, представьте себе, уже более 110 лет отлучен от церкви. Фильм к столетию смерти Толстого, который снял немец Хофман (“Последнее воскресение” с Пламмером и Миррен), в России не шел. А последнюю серьезную экранизацию Толстого (“Анна Каренина” Соловьева - снята пять лет назад, премьера была три года назад) вообще никто, кроме моей мамы, кажется, не видел.