Anna Karenina is dead

Jan 05, 2013 09:53


“Анна Каренина” - элегантная выходка эрудированного пижона, блистательно выполненное формальное упражнение, демонстрация силы, если хотите. Кино ли это - отдельный вопрос.



Каренин и Каренина

Формальные эксперименты опасны тем, что чем дальше они от нормативного кинематографа, тем меньше у них шансов быть оцененными широкой аудиторией. (Скажем, Баз Лурманн - уже, кажется, общепризнанная жертва собственных формальных экспериментов. От “Ромео + Джулетты” все были в восторге, но с “Мулен Руж!” и “Австралией” Лурманн лупил в белый свет, как в копеечку. Скоро, впрочем узнаем, что у него получилось с “Великим Гэтсби”.)
Джо Райт, сертифицированный постановщик “Гордости и предубеждения” и “Искупления”, только что выдал “Ханну”, которую продавали, как идеальный боевик, и которая на поверку оказалась только тизером боевика. В “Карениной” его интересовала, похоже, не столько история Карениной, сколько то, как “Каренину” видят те, кто читал ее на английском. По русскоязычной аудитории эта палка бьет другим концом - вместо того, чтобы смотреть фильм, мы каждую секунду оцениваем, похожи ли прекрасные британские актеры на русских дворян (будто мы видели русских дворян, ага) и посмеиваемся над репликами вроде “my little kotik”.



Вронский

Меня, конечно, очень интересовало, что сделает с “Карениной” Том Стоппард - человек, который написал, на минуточку, “Розенкранц и Гильденстерн мертвы!” и “Влюбленного Шекспира”. С сожалением вынуждем констатировать, что ничего экстраординарного, вроде истории Карениной глазами Китти и Левина, он не сделал, просто написал сценарий по литературному источнику, как он уже делал много раз.



Китти и Левин

С сожалением вынужден констатировать также, что “Анна Каренина” Джо Райта стала самым заметным культурным явлением, посвященным наследию Льва Толстого, в годы, близкие к столетию смерти Толстого. На собственной родине великий писатель, который “…в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние…”, представьте себе, уже более 110 лет отлучен от церкви. Фильм к столетию смерти Толстого, который снял немец Хофман (“Последнее воскресение” с Пламмером и Миррен), в России не шел. А последнюю серьезную экранизацию Толстого (“Анна Каренина” Соловьева - снята пять лет назад, премьера была три года назад) вообще никто, кроме моей мамы, кажется, не видел.

Лоу Джуд, Райт Джо, Стоппард Том, "Анна Каренина", Соловьев, Хофман Майкл, Толстой Лев, Найтли Кира

Previous post Next post
Up