Нэнси Бабич

Jul 20, 2012 02:32

Мне больно это писать, а вам будет больно это читать, но «Космополис» - очень, очень, очень скучный фильм.

Каждый отдельный кадр «Космополиса» хочется вставить в рамку, но каждый следующий эпизод фильма настолько похож на предыдущий, что в итоге все это выглядит, как бесконечные вариации на одну и ту же тему. Формально нам показывают вроде бы разные вещи - то белый лимузин снаружи, то библиотеку изнутри, то похороны рэпера, то Жюльет Бинош в ночнушке, но в итоге получился фильм-шар - визуально совершенный и со всех сторон одинаковый.



«Отдыхает» не только взгляд, но и слух - пользуясь тем, что главный герой не любит выходить из своего лимузина, а в лимузине полная звукоизоляция, Кроненберг наполняет фильм отупляющей тишиной, которая прерывается только парой траурных частушек и десятком выстрелов. И диалогами, конечно - но взятыми практически без изменений, с небольшими купюрами, из книжки ДеЛилло, и абсолютно, кстати, непригодными для кино (зато Кроненберг смог написать сценарий за шесть дней).

В фильме блестящий кастинг - каждый актер идеален на своем месте. Если вы прочитали «Космополис», то вам достаточно будет одного взгляда на нижеприведенные stills, чтобы понять, кого играет Джиаматти, кого Сара Гадон, а кого - Паттинсон, загримированный под Вдовиченкова.



Это относится и ко всему остальному. Кроненберг донес до экрана текст ДеЛилло так бережно и с такой убийственной точностью, будто он снимает академический вариант «Гамлета» для университетов. Допущены лишь незначительные сокращения, в числе которых есть и гениальные, вроде замены полутора страниц монолога, адресованного револьверу, энергичным «Нэнси Бабич». К сожалению, таких сокращений слишком мало, чтобы спасти фильм в целом. Спасибо и на том, что в фильм не вошли эпизоды с разорением жены и голой массовкой, от которых было бы еще скучнее.

Некоторые умолчания, впрочем, оставляют странное впечатление. В эпизоде с электрошокером, например, важно знать, что герой таки получил свои сто тысяч вольт, потому что именно после этого он идет вразнос.



Впрочем, апеллируя к литературной основе, неплохо бы с ней уже разобраться. Увы, разбираться в особенности не с чем. «Космополис» Дона ДеЛилло, с которым все носятся, как с новым «Улиссом» - никакой не «Улисс». Недостаточно включить в сюжет похороны, протест, алкоголь и адюльтер, ограничить действие одними сутками и одним городом, и намекнуть на отношения «отец-сын», чтобы получился «Улисс».

Особенно смешно выглядит шумиха насчет того, что ДеЛилло предсказал глобальный экономический спад и уличные протесты. С тем же успехом можно заявить, что Кубрик, а до него Мельес, предсказали полеты на Луну? А если не принимать во внимание натужные параллели с «Одиссеей» и «неожиданный» кризис, окажется, что в «Космополисе» нет самого главного - сюжета, за которым интересно было бы следить, и героев, с которыми хотелось бы идентифицироваться.



Увы, именно это ущербное произведение зачем-то понадобилось снимать Кроненбергу, от которого мы, насмотревшись нашумевших трейлеров, наивно ждали новой «Экзистенции» или «Видеодрома». Если не считать замены йены на юань, Кроненберг не предложил в «Космополисе» ничего от себя лично. Ни экзистенции, ни видеодрома.

Гадон Сара, Бинош, Паттинсон, Джиаматти, ДеЛилло Дон, "Космополис", Кроненберг

Previous post Next post
Up