Подведем итоги дискуссии по следам
мой заметки о фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой», которая шла на трех площадках - в этом журнале, в сообществе
filmz_ru, а также на Facebook, куда ее запостил неутомимый
gavro_shik.
Во-первых, продвижение фильма (это не совсем по итогам дискуссии, но тем не менее) на высоте. В противном случае никаким божьим промыслом нельзя было бы объяснить результат уикенда, который для проката фильма был почти равен его бюджету, а для меня, который просто написал и опубликовал в ночь с субботы на воскресенье заметку о фильме - 6 тыс. просмотров журнала за последние три дня, из которых 4,5 тыс. - вчера, и это на другой день после выборов! Так не бывает.
Точнее, так бывает, когда за ресурс берутся профессиональные раскрутчики и сладострастно ввинчивают его в топ. Где он и находился ни много, ни мало - почти целый день. На данный момент все уже нормализовалось.
Во-вторых, профессионалы, которые дружно возили меня лицом об стол в Фейсбуке (как сказала моя мама
great_ice_march: «По накалу: «Мне помериться бы силой с чертом, черт меня возьми!»), как минимум, считают «Высоцкого» этапным фильмом для русского кино с точки зрения производства и продажи, хотя - морально небезупречным (имеется в виду изображение наркомании), а его создателей - людьми с амбициями «великих кинопродюсеров», стремящихся «доказать, что могут сделать «как надо», - иначе «тупо снимали бы «Беременных».
В-третьих, обычный зритель голосует «за». И тут интересны несколько моментов.
Удивляет даже не то, что мало негативных отзывов. Удивляет то, что мало неадекватных писулек вроде «Посмотрел, фигня, верните деньги и два часа жизни» и «Режиссер X спекся и снял коммерческую попсу». Собственно, подобный комментарий был один (из более чем ста).
Есть единичное мнение, что голос главного героя не похож на голос Владимира Высоцкого. На это сложно возразить - мало того, что слух и восприятие голосов у всех разные, так еще и голос Высоцкого на разных записях звучит по-разному, не говоря уже о том, что он часто его намеренно менял (хрестоматийный пример: «Диалог у телевизора»).
Есть не единичное мнение, что пластический грим все же сработал не очень хорошо. Тут спорить очень сложно. Одним кажется, что На-ви в «Аватаре» нарисованы блестяще, другим - что безобразно. Независимо от обоих этих мнений речь идет о наивысшем на данный момент достижении в области спецэффектов в кино. То же относится и к гриму Высоцкого. Я еще напишу отдельно о том, какими способами и какой ценой достигается сходство киногероев с прототипами, но «Высоцкий» сейчас в этом плане аналогов практически не имеет.
Некоторые недовольны тем, что фильм пугает зрителя ужасами СССР и КГБ - при том, что уж по крайней мере для самого Высоцкого опасности не было - его всегда везде пускали, многое ему разрешали и никогда не сажали, как он ни подставлялся. Тут вот какая штука - опасность была для всех и всегда. И чем меньше - по факту - была опасность для самого Высоцкого, тем большую опасность он распространял вокруг себя, и, конечно, он это прекрасно знал. Соответствующих воспоминаний он в явном виде не оставил, но вы почитайте воспоминания других людей, которые жили и творили в то время, и при этом дожили до наших дней. Бориса Стругацкого, например, о том, как они с братом прятали рукопись «Града обреченного».
Кстати, пока шла дискуссия, пришлось осознать, что работа органов, в действительности, подана в фильме очень мягко - как будто парни только и думали о том, как бы не притронуться к кому лишний раз. К сожалению, в реальных 70-х и 80-х это было не так.
Наконец, есть разумная претензия к сюжету, в котором не всем удается проследить конфликт и развитие характера главного героя. И вроде бы ничего он не делает - едет на мерседесе, летит в самолете, поет песни, лежит на ковре.
Я считаю, что развитие характера начинается в момент встречи с московским полковником КГБ. Это нулевая точка, на которой, действительно, непонятно, что это за герой, и что он будет делать - биться или дрожать за свою поездку в Париж.
Кое что новое мы узнаем во время диалога с импрессарио: «Я не о том, что ты дурак. Я о том, что люди сели». Реальность того времени - любой мог сесть, от младшего научного сотрудника, хранившего у себя перепечатку «Града обреченного», до Высоцкого.
Далее идут гастроли, которые Высоцкий вытаскивает на пределе любых человеческих возможностей и почти ценой жизни. Вытаскивает не ради 450 рублей, а ради зрителей, которые смогли за эти три дня увидеть и услышать Высоцкого, ради друзей и любимой, которых он не хочет и не может подвести, и которые, если что не так, сядут. Его настрой: «Я здесь буду решать», «Я за все отвечаю». Монолог-молитва, крайне важный для развития характера. И финальная встреча с узбекским полковником КГБ в депутатском зале. Это не просто встреча, это схватка. Чтобы не понимать этого, надо очень хорошо забыть то время.
И, наконец, возврат к творчеству. Об этом - финал в самолете.