Пару недель августа провёл в Тель-Авиве и Иерусалиме.
Большинство строений здесь выглядит как-то так:
Улицы:
Есть небоскрёбы:
Прикольное здание:
Три вида плитки в одном месте:
За плотной сеткой с расстояния ничего не видно, но вблизи видимость улучшается:
Ржавчина в дизайне:
Полностью чёрный внутри и снаружи супермаркет:
Большие и динамичные иконки туалетов в торговом центре:
Обмен биткойнов:
Знак дорожных с работ с мигающими лампами:
Розетки и решётки покрашены в цвет стен:
Прикольная вывеска:
Все лифты имеют режим шаббата:
На ремонтируемом тротуаре деревья защищают листами профнастила:
Кондиционеры закрывают декоративной решёткой:
Здесь считается нормой присверлить кондиционер к древнему зданию возрастом в 400 лет:
Витрина с ювелирными изделиями и аксессуарами:
Знак «только прямо» с помощью наклейки сделали знаком «прямо и направо»:
Отдельные светофоры для велосипедистов и для пешеходов:
Чёрные указатели на трёх языках:
Удивительно, что несмотря на конфликт с арабскими странами, здесь много указателей и табличек на арабском. Более того, оказалось, что арабский - это один из государственных языков Израиля.
К слову, русский здесь тоже очень распространён. В любом месте найдётся кто-нибудь, кто говорит по-русски.
Общественный туалет:
Кнопочка для вызова светофора:
Автобусная остановка:
Табло с информацией про прибывающие автобусы, на солнечной батарее:
Каждая остановка имеет свой номер. Маршруты автобусов со списком остановок:
Остановка №25635
К сожалению, автобусные схемы на остановках почему-то не имеют перевода на английский, всё на иврите.
Автобусы в Тель-Авиве низкопольные. Большинство - средние (двухдверные) Маны и Солярисы. С кондиционерами. В меньшем количестве есть особо-большие, двухсекционные машины с гармошкой и пятью дверьми. Кроме Манов, изредка встречаются Скании и китайские Хайгеры (Higer). Раскраска - белый цвет и синий низ. Многие двухсекционные автобусы полностью серебристые. Часто снаружи клеят рекламу. Троллейбусов и трамваев здесь нет, метро тоже отсутствует. Для справки: небольшое метро есть в Хайфе, а трамваи в Иерусалиме.
Состояние у автобусов достойное, даже у старых. Проехался на автобусе 2008 года (по датам на стёклах определил) - всё цело и аккуратно, вибраций нет, ничего не дребезжит.
Проезд - 6 шекелей. Дорого. По сегодняшнему курсу это около 100 р. Для местных есть персональные транспортные карты с личной фотографией, по ним уже нормальные цены, но туристу это недоступно. В автобусах нет кондукторов и нет турникетов, также нет терминалов или валидаторов. Проезд оплачивается у водителя, то есть заходить нужно через переднюю дверь (и стоять в очереди, как в Москве когда-то).
Электронные табло в салоне и голосовые объявления только на иврите. Что интересно, все автобусные остановки называются по ближайшему перекрёстку улиц. Например: остановка на перекрёстке ул. Вейцмана × Арлозорова или Дизенгофа × Гордона. Запомнил, что на иврите это звучит как «дизэнгоф бэхэммэт гордон».
В отличии от нас, тут нет обособленных автобусных полос и автобусы стоят в заторах.
Велодорожки и велопрокат
Тут много велосипедистов. Вся территория покрыта сетью велодорожек, суммарная длина сети - около 200 км. Каждые 500 м встречаются точки велопроката «Tel-o-fun»:
Велодорожки делаются по-разному:
Иногда на противоположных сторонах улицы бывают односторонние узкие велодорожки, с одним направлением движения:
Местные жители игнорируют направление движения и едут как хотят (по встречке).
Прокат велосипеда
Самый нормальный способ перемещения - прокатный велосипед. Изначально, я хотел арендовать авто, но пришлось от этого отказаться (потом объясню почему).
Один день катания стоит 17 шекелей (276 р. по курсу). Если покупать недельный, месячный или годовой тариф, то будет дешевле. У проката есть особенность. Поездить на велике можно не более получаса, потом надо его запарковать на ближайшую базу «Tel-o-fun», подождать 10 мин и снять заново. Дело в том, что прокат считается общественным транспортом, то есть вы снимаете велик в точке А, едете в точку Б и там паркуетесь на их ближайшей базе. Считается, что такая поездка займёт максимум полчаса (на практике так и есть). Если непрерывно ездить больше получаса, то с вас будут дополнительно списываться конские суммы. Если запарковать велик и подождать 10 мин, то за это время обновляется база данных и можно его снять по-новой и стелить ещё полчаса.
У терминала проката жутковатый интерфейс и сходу не понятно, как им пользоваться, никаких инструкций нет. На экране крутится какое-то видео на иврите.
Чтобы начать что-то делать, нужно нажать на экран (я вот до этого не сразу дошёл и тупил, пытаясь скормить ему банковскую карту). На выбор предлагается пять языков, но некоторые сообщения системы всё равно не переводятся. Принимаются только банковские карты, никаких наличных. Сразу списывают 100 шекелей в качестве депозита, который потом вернут (в течении двух-трёх месяцев). Система запоминает банковскую карту и просит придумать какой-нибудь пароль, чтобы потом быстро снимать велосипед.
Велосипеды разного состояния, лучше заранее присмотреть конкретный. И после выбора успеть добежать, пока он не упал на асфальт (при открытии замка-фиксатора он падает).
Автомобиль
В прошлом я писал, что города нужно также осматривать и на авто. Тут хотел арендовать тачку, но не судьба. Цены на прокат и на бензин нормальные (как в Европе). Главная проблема в том, что весь город - это одна платная парковка, причём тариф дорогой и мест нет, всё забито. Бесплатные стоянки можно пересчитать по пальцам одной руки и туда не вклинится.
Можно парковаться или нет зависит от цвета бордюра. Серый бордюр - бесплатная парковка. Бело-синий - платная. Красно-жёлтый - стоянка запрещена. Красно-белый - остановка запрещена:
Из-за нехватки мест, здесь обычно паркуются так:
И даже так (они соприкоснулись):
На поворачивающий ряд - отдельный светофор со знаком:
Знаки с подсветкой:
Про Иерусалим распишу в следующий раз.
rss2lj