В июле 2015 года был на родине в Беларуси. Очень плодотворная вышла поездка. В Фаниполе под Минском установил памятник родителям.
В Орше - своей малой родине - на бывшем польском кладбище прибрался на могилках бабушки Рени и дяди Шурика. Бабушка Реня - дочь расстрелянных в 1937 году за шпионаж в пользу Польши Захария Ходевцева и Анны (Каменской) Ходевцевой.
Она умерла в 1983 году, через год после того, как мы переехали в Минск. Она так и не узнала, что ее родители посмертно реабилитированы в 1989 году. Несколько лет назад мама заменила развалившийся памятники бабушки. Правда, в мастерской зачем-то выбили православный крест. Бабушка была католичкой. Видимо, придется сбить крест.
Дядя Шурик ушел следом в 1984-м. Он трагически погиб в 29 лет. После смерти моей мамы за могилами ухаживает тетя Лена из Орши.
Это чудом уцелевшая могила прапрабабушки Марии Антоновны Каменской.
Мария Антоновна происходила из древнего рода Цеханских. В 1930-м вместе с мужем и сыном ее раскулачили и выслали в Котлас. Супругам тогда было по 72 года. Муж Иосиф Павлович и сын Антон Каменские пытались бежать, построили плот, чтобы сплавляться по реке Яренга, но Иосиф Павлович утонул. Антон добрался до Москвы, несколько раз арестовывался, ссылался, в 1937-м вернулся в Оршу, где его снова арестовали и казнили коммунисты якоьы за шпионаж в пользу Польши. Место казни не установлено.
Мария Антоновна вернулась из ссылки и жила у своей дочери Виктории в Орше на ул.Могилевской. Однажды попала под лошадь, долго болела и умерла в 1940 году. На месте ее могилы хочу установить небольшой мемориал с упоминанием всех репрессированных. (Вместо семейного мемориала на могиле прапрабабушки вместе с другими потомками создаю мемориал на одном из мест расстрелов - Кобыляцкой горе И.С. 30.11.2022)
Наведался на могилу деда Петра Григорьевича Томашевича и его брата Василия Григорьевича Томашевича в бывшей деревне Пустынки. Сейчас это окраина Орши. К сожалению, старый тополь постоянно разрушает памятник деда.
Уж сколько раз мы с покойной мамой ремонтировали памятник. Но природа неумолимо берет свое. Буду ждать, пока тополь зачахнет. Потом поставлю новый памятник. Где-то рядом могилка прабабушки. Мама когда-то показывала. Но была не очень уверена. На могилке нет надписи.
По соседству - неизвестная могила с красивой кованой оградой и крестом.
Она одна единственная на кладбище. Молодые деревца уже вцепились в ограду и через 3-5 лет начнут уничтожать это творение рук человеческих.
Ограде по меньшей мере лет сто. Она и так уже покалечена природой.
Жалко такую красоту. Я вырубил деревца и очистил ограду. Теперь на душе легче. Буду дальше любоваться старинной ковкой
В Толочине неожиданно нашел новых родственников - это моя троюродная тетя Алла Станиславовна и мой брат Юрий Поводырев по папиной линии.
Они показали мне могилу моей прапрабабушки, вероятно, Анели Тышевич из рода Ерошевичей (новая фамилия в моей родословной) - матери Розалии Тышевич - моей прабабушки. Рядом могила младшей дочери Анели - Юзефы. Розалия вышла замуж за Иосифа Селицкого. А одну из ее шестерых дочерей назвали в честь бабушки Анелей. Мы звали ее тетя Нэля ( умерла в декабре 2016)
Могила, увы, без таблички. Но за могилкой старательно ухаживают.
В 2018 году навестил кладбище недалеко от места, где когда-то находилась деревня
Сидорково (Сидерково). Здесь проживало несклько поколений из
рода Станкевичей - мои предков. Пока удалось установить, что проживали они здесь с конца XVIII века. На калдбище захоронены мои прадед Иван Семенович Станкевич (1868-1927) и прабабушка Пелагея Ивановна Станкевич (1880-1963). Родство подтвердил мой двоюродный дядька Антон Збуржинский.
На кладбище зарахоронена и моя прабабушка Розалия Селицкая из рода Тышевичей. После того, как их семью сселили с Хутора Иващиха, семья пыталась пустить корни в деревне Дуновик в Толочинском районе. Но при перевозке дома скоропостижно скончался ее муж и мой прадед Иосиф Селицкий. Розалия осталось одна с шестью дочерьми. Дочерей пришлось выдавать замуж. Саму Розалию досматривала младшая дочь Сабина. После войны случился пожар. Дом в Дуновике сгорел, а Розалия, говорят, сошла с ума от горя. Сабина прикупила небольшой домик в Сидорково, куда за Яна Станкевича вышла замуж моя бабушка Франя. Здесь в 1949 году Розалия и умерла. Похоронили ее на местном кладбище. Кстати, родной брат Розалии Антон Тышевич расстрелян в Орше.
Старая табличка на кресте.
А на кладбище возле деревни
Дуновик могила моего прадеда Иосифа Селицкого - мужа Розалии.
А это толочинский костел. Большевики закрыли его ещё в 1930-х, поэтому моего отца Петра Станкевича бабушка Франя Станкевич (дочь Иосифа и Розалии) крестила в местной церкви, которую никогда не закрывали.
В костеле крестились, венчались, отпевали усопших мои предки из родов Станкевичей, Тышевичей, Селицких, Ерошевичей.
Я здесь впервые. Почувствовал легкое волнение.