О препятствии немецкими властями возвращения польских беженцев на родину

Aug 09, 2022 00:17


1918 г., май, Москва. Доклад отдела реэвакуации Комиссариата по польским делам о препятствиях, чинимых немецкими властями в деле возвращения польских беженцев на родину

Польский комиссариат неоднократно предостерегал беженцев, что выезд на родину еще невозможен, ибо немецкие власти не хотят до сих пор согласиться на возвращение такого количества людей! По почину Польского комиссариата Совет Народных Комиссаров двукратно обращался к немецкому правительству с требованием пропуска на родину по крайней мере тех масс, которые накопились в пограничной полосе, невзирая на предупреждения и воззвания Польского комиссариата.

Немецкое правительство на эти телеграммы до сих пор не ответило. И это понятно. Беженская волна в высокой степени обременит Польшу в продовольственном отношении; немцы не смогут вывозить из нее столько, сколько вывозили до сих пор. С другой стороны, беженцы, жившие в России в условиях полной политической свободы, не легко подчинятся той казарменной дисциплине, которая господствует теперь на территории Польши.

Германскому правительству к внешним затруднениям присоединятся еще затруднения внутренние. Немецкие империалисты опасаются этих новых затруднений, и потому беженские массы и дальше должны оставаться на чужбине неопределенное время, в постоянном ожидании, не имея возможности предпринять что-либо, что могло бы исправить их тяжелое положение, но одновременно требовало бы длительного пребывания в России.



Беженские волны плывут беспрерывно. В Орше, Смоленске, Витебске, Торошине, Дне и т. д. накопились громадные массы. Кроме беженцев, едущих из России в местности, занятые германцами, идут другие волны - обратные - из этих местностей в Россию. Пограничные организации: Совдепы, беженские организации, национальные комиссариаты присылают телеграммы за телеграммами об отчаянном положении беженцев, о господствующих среди них болезнях и голоде.

Вот несколько телеграмм и сообщений за последние дни: «Ввиду большого скопления в Витебске и Орше беженцев и военнопленных, желающих ехать в занятую неприятелем местность, просим ускорить разрешение этого вопроса. Немцы не предоставляют подвижного состава. Витебск и особенно Орша перегружены. В Орше беженцев десять тысяч, часть без всяких средств».

Из Смоленска: «Убедительно просим оповестить беженцев, что проезд через фронт невозможен. Рискующие задержаться в Орше и Смоленске обречены на голод. Польский совет беженцев».

Известия из Пскова подтверждают, что немцы не желают пускать беженцев. В Торошине накопились громадные массы беженцев. Из Торошина сообщают, что из Пскова выехал на редину поезд с железнодорожниками, но из Волка был возвращен в Псков.

Одновременно с этим получаются сведения о новом беженском движении: 10 апреля. За последние три дня наблюдается наплыв беженцев из занятых немцами местностей. Ежедневно прибывает 300-500 человек. При Совдепе организовалась комиссия, ведающая отправкой в глубь России через Тосно. 12 апреля. Рабочие Ревельского порта продолжают прибывать. В день прибывает 500-1000 человек. Отправляются через Тосно на места своего назначения. Этот новый поток, как видим, усиливается.

Голодные, раздетые, больные латыши и белорусы с той стороны границы увеличивают массы голодных и разутых своих собратьев разных национальностей, едущих и идущих с этой стороны. Положение становится с каждым днем труднее. Следует употребить все усилия, чтобы задержать волны, идущие с востока, севера и юга, и не выпускать никого из теперешнего местожительства.

Национальные комиссариаты, беженские советы, местные Совдепы должны употребить все усилия, чтобы облегчить теперешнее тяжелое положение и предупредить ужасную катастрофу. Польский комиссариат не оставит ни малейшего случая, чтобы вырвать у немецкого правительства, при посредстве Совета Народных Комиссаров, согласие на пропуск накопившихся на границе масс и на взможно скорое возвращение остальных. Но если сама беженская масса не поймет, что только она сама может предупредить катастрофу, все усилия Комиссариата и других общественных организаций останутся бесполезными.

Комиссариат обращается к широким польским беженским массам с призывом: пусть никто не двигается с места, пока не будет дано Польским комиссариатом объявление о возможности выезда. Отдел реэвакуации Машинописная копия.

ЦГАОР СССР, ф. 1318, on. 1, д. 1541, л. 199-199 об. 1

поляки, орша

Previous post Next post
Up