Кто-то в шутку называл меня бела-поляком. В смысле беларусом с польскими корнями. Ну, вот... Вчера восстановил историческую справедливость в отношении своих предков.
Фото 1915 года. Орша. Мои предки - Каменские. Слева-направо: Анна (моя прабабушка), Тосик, Иосиф Павлович (прапрадед), Петр, Мария Антоновна (прапрабабушка), Виктория. Из тех, кто запечатлен на фото, репрессии не коснулись только Викторию и Петра.
За польское происхождение и польских родственников в 1937-м их подвели под шпионаж в пользу буржуазной Польши. Прабабушку Анну и прадедушку Захария арестовали с разницей в месяц - его 28 сентября, ее 28 октября 1937. В начале 30-х во время раскулачивания уже выслали отца и мать прабабушки - Иосифа и Марию Каменских. Вестей от них не было. Говорили, сослали в Котлас. Наверное, с потерей уже смирились.
Антон Каменский со своей женой. 1930-е
А теперь новый кровавый виток. Уже забрали и расстреляли брата - Тосика Каменского. Настал и их черед. С трудом могу представить, в каком страхе жила семья все это время. Садисты, чтобы получить максимум удовольствия, собаке хвост рубят по частям. А эти забирают одного, приходят за вторым, потом за третьим... Можно сойти с ума о ожидании, когда снова постучат в дверь... За тобой... Народом в страхе гораздо легче управлять.
Моего прадеда Захария Ходевцева расстреляли на день раньше прабабушки Анны
Приговор общий - статья 68 УК БССР высшая мера наказания. К стенке обоих поставили с разницей в один день: его 10-го, ее 11 ноября. Детей не тронули. Их осталось трое. Моя бабушка Ирена - 18 лет, Яна 16 и Жоржик 13 лет. Пулю получило еще несколько родных и близких. По моим оценкам, около 10 человек только тех, с кем удалось выявить родственные связи.
Конец 1937. Слева направо: Яна, Жоржик и Ирена (моя бабушка). Фото сделано вскоре после убийства родителей
Эта история старательно вытеснялась из семейной памяти. Мои родные не знали о причине расстрела. Реабилитация прошла только в 1989-м, когда бабушка с сестрой и братом уже ушли вслед за родителями.
Каково же было удивление, когда моя покойная мама и тетушка узнали, что наши предки были поляками. Узнали от меня. Долго не могли поверить. Благо, сохранилось много фотографий и документов, в том числе переписка с родными, бежавшими от большевистского счастья в Польшу. Я это раскопал, стал изучать, нашел родню. Нашел почти 90 лет спустя, после их исхода из Орши в Польшу. Они тоже были удивлены)))
А вчера, 18 мая, в Генеральном консульстве Республики Польша в Санкт-Петербурге я получил Карту Поляка. Карту, подтверждающую мою принадлежность к польскому народу. Для меня это символический акт. Акт который поможет признать и познать историю собственной семьи, предков, своего народа, а не отрицать ее, старательно затирая черные пятна и выпячивая только белые, приятные глазу.
С консулом пани Люциной Моравской. Это она принимала мои документы, внимательно расспрашивала о моих предках. Спасибо)
Теперь осталось добиться документов из органов, причастных к расстрелам, и установить символический памятник на могиле прапрабабушки Марии Антоновны Каменской. Ей одной удалось пройти через жернова сталинских лагерей, вернуться домой и умереть своей смертью. Она умерла в 1940-м и похоронена в Орше на бывшем польском кладбище.
Здесь мы с генеральным консулом Петром Марциняком
Места захоронения ее мужа Иосифа, сына Антона и дочки Анны с мужем Захарием вряд ли когда-либо удастся установить. А место массовых казней - Оршанская тюрьма, вероятно, не скоро получит какой-либо официальный статус. А так, будет куда детей привести. Смотрите, это ваши предки, все вместе. Даже на фотографии... И искать не нужно...