Городской театр во второй половине 19 века располагался в самом начале
Татарской улицы, примыкая своей северной стороной к
Турецкому бастиону Современный вид со стороны Татарской
Фото google
На этом месте когда-то стоял дворец Потоцкого, перестроенный в начале 17 века в монастырь доминиканок. В 18 столетии здесь были склады, а в 1856-58 годах возведено здание театра, сгоревшее в 1918 году.
Месторасположение театра на современной карте
Театр на плане 1867 года
На плане 2-й половины 19 века театр обозначен буквой "в"
Часть здания театра видна левее
башни Стефана Батория
Фрагмент из произведения
"Подоль. Записки проезжего", 1866 год:
"Еще одно из общественных удовольствий - театр был почти закрыт, когда я проезжал. Городское население русского исповедания не могло поддерживать театра по малочисленности, польское не ходило. Напрасно позволяли директору давать одну пьесу по-польски, и он выставлял самые чувствительные пьесы из русских ("Параша сибирячка" и т.п.), - места оставались пустыми, кроме мест для нескольких представительных особ города и военных; но и нам было не весело: театр помещен в каком-то здании из старинных пристроек к стене города, буфет тесный и ничтожный - очень скучно".
На этой фотографии видны крыша и часть стены театра
Заметки о Каменец-Подольском театре. 1905-1910 годы Каменецкая публика исключительная в своём роде. Во-первых, это публика с громадными претензиями. Как ни странно, но каменецкий обыватель, нередко десятки лет сидящий безвыездно в своём родном болоте, в разговоре о театре держит себя с таким видом, как будто он на своём веку только и привык смотреть игру Федотовой, Ермоловой, Савиной, Давыдова, Варламова, Садовского и им подобных корифеев русской сцены, так что «какая-то провинциальная труппа» никаким образом не может удовлетворить его тонкому, избалованному вкусу.
Каменчанин как будто считает для себя унизительным пойти в театр, а если случайно, уже абсолютно не зная, куда себя девать, попадает в театр, то сидит с необычайно пренебрежительным видом и снисходительно улыбается, в антрактах же с видом знатока критикует и «разделывает» на все корки, говоря, что труппа «никуда не годится» и что «его ноги в театре больше не будет».