Заметки о г. Каменец-Подольске. 8 января 1855 года
Учитель географии Василий Степанович Шевич
Василий Степанович Шевич родился в Полтавской губернии около 1830 г., учитель, служащий. Автор многих сочинений: "Производительность Каменец-Подольской губернии" 1856 г., "Заметки о г. Каменец-Подольске" 1855 г., "Поверхность Каменец-Подольской губернии" 1857г., "Взаимные отношения жизни и воспитания", "Жизнь по отношениям своим к человеческим желаниям", "О спиритизме", комедий "Проказница" и "Женихи", драмы "В экстазе" и др.
1-й лист рукописи
Губернский город Каменец-Подольский лежит между 48 и 40 северной широты 44 и 14 восточной долготы /современные данные Широта 48.6845 долгота 26.5856/ при р. Смотрич.
При въезде в этот город неприятное впечатление поражает приезжего из внутренней России, всё, что ни попадается на улице, напоминает ему отдалённость милой родины: другой язык, другие обычаи, другое вероисповедание, языки жидовский и польский, обычаи составляют смесь нескольких наций, большинство жителей исповедуют веру польскую и еврейскую.
На долю русских приходится до 20 русских чиновников, приехавших из внутренней России да пять православных храмов, образованных из древних костёлов.
Каменец-Подольский состоит из двух предместий, называемых здесь фольварками и построенного на скалах города, кругом окаймлённого мелкой речкой Смотричем и обстроенного развалившейся в некоторых местах древней крепостной стеною.
Польские фольварки составляют северное предместье города, при въезде в это предместье находятся две кладбищенские церкви, одна наша православная, другая католическая.
Польские фольварки составляют одну довольно широкую улицу и несколько переулков, на этой улице замечательно здание старинной архитектуры в виде средневекового замка, это католический монастырь затворниц визиток, куда по монастырскому положению никто не смеет проникнуть.
За Польскими фольварками открывается величественный вид на город Каменец, на крутых скалах стоят высокие здания в восточном вкусе, между ними виднеется архиерейский дом, несколько костёлов и среди этих зданий древний турецкий минарет с луною на верхушке, на котором христиане, по изгнании из города турок, утвердили во весь рост изображение Богоматери, давая тем разуметь, что Она Учением Своего Божественного Сына развевает мрак магометанства.
Турецкий минарет со статуей Богоматери
Автор фото Михаил Грейм. 1870-е
Северная часть города окружена довольно твёрдою каменной стеною с воротами или как называют здесь, с брамою, при въезде в город. Стены вокруг Каменца были сооружены и возобновляемы польскими королями.
Вид на город с севера
Автор фото Юзеф Кордыш. 1860-е
При въезде в Каменец
на северной стороне крепостной стены над брамой находится следующая надпись:
A.D. 1585
PER STEPH. BATORY R.Р. CONDITUM STANISLAO AUGUSTO REGNANTE POLONIS RESTAURATUM ET AUCTUM
A.D. 1785
1585 года устроено королем польским Стефаном Баторием,
реставрировано и расширено королем польским Станиславом Августом 1785 года
Каменец выстроен без всякого плана и соразмерности в частях, улицы и переулки здесь очень узкие, большая часть городских зданий составляет собственность евреев и оттого здешние дома неопрятны и неудобны для помещения. Цена на квартиры во всякое время года очень высокая, за пять приличных комнат здесь надобно платить 600 рублей серебром в год.
Из очень немногих строений, которые по своей архитектуре служат украшением города, можно назвать: здание губернской гимназии и костёл монастыря Босых кармелитов, построенного в готическом вкусе и представляющего собой вид корабля. Монастырь кармелитов получил своё название "босых" от лёгкой обуви/сандалий, которые по монастырскому положению должны носить монахи. В костёле этого монастыря замечателен по древней живописи образ св. Терезы.
Костёл Девы Марии и Святого Иосифа и монастырь босых кармелитов
Каменец, построенный на скалах, очень богат видами на окрестности, лучший вид открывается из здешнего
городского бульвара на древний замок и проведённый из города к нему турками каменный мост. В центре города находится довольно большая торговая площадь, обстроенная с 4-х сторон высокими каменными домами; на ней помещаются ряды и мелочная торговля здешних евреев
Вид на замок со стороны городского бульвара
Автор фото Юзеф Кордыш. 1860-е
Жителей в Каменце по последним статистическим сведениям считается 14700; большая часть народонаселения состоит из евреев.
Здешние евреи, составляя городской ремесленный класс и будучи по природе неспособны к тяжёлым работам, не могут исполнить всех требований городских жителей и от того последние терпят иногда нужды.
Каменец давно нуждается в резервуарах чистой воды, потому что речной воды по её нечистоте невозможно употреблять, но, к сожалению, все бывшие об этом проекты до сих пор ещё не приведены в исполнение, а между тем евреи, пользуясь этим случаем, берут очень дорогую плату за возку и носку воды из превосходных окрестных крыниц/колодезей.
Переноска тяжестей, поправка строений, делание экипажей, простая столярная работа, сапожничество составляют для евреев не столь любимое занятие, как часовых и золотых дел мастерство, занятие резчика печатей, барышничество в продаже вещей, скупаемых ими по случаю за бесценок, от того в Каменце на каждой улице вы найдёте до десятка часовых и золотых дел мастеров и одно на весь город мебельное заведение, одно заведение экипажное, ни одной не найдёте жидовской лавки с готовой обувью, которую здесь делают на заказ и медленно и неисправно.
В торговле евреи далеко отстали от других наций. Еврей любит только скупать по выгодной цене готовые вещи, получить же за купленную вещь двойную и тройную плату составляет весь труд его торговли. Еврей всегда остаётся хорошим барышником, но никогда двигателем торговли.
Причина того, что евреи неспособны к трудовым работам и пристращаются к более лёгким, кроется в самой их жизни: пища еврея очень умеренная, она не способна бы была поддержать сил непривычного человека, строгие посты еврейские могут ослабить самую сильную натуру, в эти посты им приходится иногда ничего не есть в продолжении двух дней, в их богослужении слышны только стон и плач.
В жизни их нет истинно радостных дней, она печальна, как печально То Великое Событие, которым они проливали Кровь Спасителя Мира на себя и своё потомство.
Ремесленный класс крестьян Подольской губернии не имеет осёдлости в Каменце, поэтому они лишены возможности доставлять пользу городским жителям. Окрестные крестьяне Каменца изредка навещают город только в дни больших праздников для закупки некоторых продуктов.
Наречие крестьян здешней губернии смешанное, в этом наречии встречаются слова польские, малороссийские и иногда белорусские. Вообще в этом наречии более видно влияние польского языка.
На вопрос «есть ли у тебя то или другое?». Здешний крестьянин отвечает «повынно буты» (должно быть).
На вопрос «куда идёт дорога?» Он отвечает часто «а я знаю?» (откуда мне знать это?)
Польское слово «але» беспрестанно встречается в речи здешнего простолюдина.
На вопрос «сколько вёрст туда-то?», здесь всегда отвечают «столько-то верстов». Это окончание здесь так употребительно, что вы встретите его и в обществе благородных людей.
Для того, чтобы полнее представлять примеры здешнего наречия, я в дополнение к этой статье, буду иметь честь представить в Императорское общество сказку, списанную со слов здешнего простолюдина.
Крестьяне Подольской губернии все исповедуют Православную Грековосточную веру.
Общественная жизнь в Каменце довольно разнообразна, здесь общество соединено не по обычаям, чинам и происхождению, как в других губернских городах России, но по нациям. Русские чиновники составляют один круг и, надобно сказать, лучший, католики другой и зажиточные евреи последний круг общества
В католическом обществе есть ещё несколько семейств, совершенно отдалённых по своим правам и обычаям от других - это так называемые здесь Кабзаны. Они происходят от древних здешних армян, занимавшихся торговлею, слово кабз означает мешок, таким образом только в теперешнем названии потомков-армян сохранилось воспоминание о прежнем их занятии.
Кабзаны теперь большей частью занимаются адвокатством, торговля ими давно совершенно оставлена - они теперь пользуются довольно посредственным состоянием, предки их имели несметные сокровища. Они между собой черезвычайно дружны, кабзан, по принятому обычаю может жениться только на кабзанке - нарушение этого обычая подвергается осмеянию и презрению.
Русские фольварки составляют южное предместие Каменца. Они названы Русскими для означения в памяти пути русского воинства при взятии города. Возле фольварок сохранились до сих пор батареи, устроенные при взятии Каменца Суворовым. Русские фольварки имеют вид деревни, они построены на возвышенности, откуда виден весь Каменец.
Каменистая почва Каменца-Подольского замечательна в геологическом отношении, она состоит их древнейшего образования силлурской формации. Вокруг Каменца находятся утёсистые скалы, горизонтально спускающиеся к обтекающему его Смотричу. Самый город стоит на скале, постепенно поднимающейся от Смотрича; здешние жители справедливо выражаются, что Каменец стоит на трёх окрестных возвышенностях.
Высота скал вокруг Каменца простирается до 400 ф высоты. Содержание этих скал составляют граниты, окаменелости (преимущественно кораллы-полипники), есть признаки металлов серебра, меди.
Для геологического положения скал Каменца-Подольского в пояснение прилагаю чертёж.
Надписи на рисунке справа
Русские фольварки
Чернозём
Мягкий гранит
Гранит становится твёрже
Признаки металлов серебра и меди
Слой кораллов-полипников в разрушившемся граните
Гранит с окаменелостями огромной величины, имеющими вид древесной губки и частей дуба
Плитник, чем ниже, тем он получает большую твёрдость
Надпись слева
Содержание то же, что и в противоположной скале
Источник