Расположившись в широком и глубоком скалистом каньоне реки Смотрич, Каменец-Подольский был достаточно хорошо защищен природой от нашествия врагов. Но в мирное время неприступный каньон создавал немалую проблему для транзитного проезда и транспортной доступности между городом и его предместьями.
Издавна путь с юга на север, из Хотина и Жванца на Проскуров и Староконстантинов и наоборот проходил через южные городские ворота (Русские ворота), через центр нынешнего Старого города, Польские ворота и далее по почтовому тракту на нынешнее Негинское шоссе.
В 19 веке был открыт проезд мимо крепости по Замковому мосту. Небольшой Старый мост у Польских ворот уже не справлялся с транспортным потоком, и в 1874 году был построен
Новый мост, который предоставил возможность проезда через строящийся район города - Новый план.
Путь через город до открытия Нового моста в 1874 году
Путь через город после открытия Нового моста в 1874 году
Со временем перед городскими властями предстала очередная задача: разгрузить исторический Старый город и Замковый мост от значительно возросшего движения транзитного автотранспорта.
1 февраля 1966 года Каменец-Подольский городской совет определил, что в этом же году начнется строительство моста в районе села Кубачевка (сейчас это село Смотрич).
В этом же году, 19 ноября, городская администрация решила, что возведение моста будет посвящено 100-летию рождения вождя социалистической революции В.И. Ленина (22 апреля 1970 г.). И к этой дате мост должен был быть открыт.
Проект моста по типу "бегущая лань" разработали специалисты из Института электросварки имени Евгения ПАТОНА. Мост является уникальным из-за применения впервые в мире бистальных конструкций (сочетание в конструкциях двух марок сталей: наиболее напряжённые участки выполняются из низколегированной стали, а малонапряжённые из малоуглеродистой стали).
Схема рамного моста типа "бегущая лань"
Схема проекта моста
По материалам НІАЗ «Кам'янець»
Новый мост должен был соединить направленную в обход Старого города автомагистраль Черновцы-Житомир
Путь через город после открытия моста "Бегущая Лань"в 1973 году
Месторасположение моста "Бегущая Лань"
По различным причинам строительство моста затянулось и длилось с 1966 по 1973 г.
К юбилею рождения В.И. Ленина мост открыть не удалось.
Первоначально новейший мост не имел названия. Впоследствии, исходя из конструктивной особенности постройки, его стали называть мостом "Бегущая лань" на русском языке и мостом "Лань, що біжить" на украинском языке.
Эпизоды строительства
Утром 21 августа 1973 года монтажники Мостоотряда №2 киевского треста "Мостострой № 1 (под руководством И. Ю. Баренбойма) положили конструкцию, которая соединила берега Смотрича.
Эта честь выпала членам бригады Героя Социалистического Труда Василия Яголы: монтажникам Петру Трофимцу, Эдуарду Гайдученко, Леониду Дрозду. Сварить последние швы поручили лучшим электросварщикам Анатолию Кравцу и Михаилу Кривенко. После этого были проведены финишные и отделочные работы
Торжественное открытие моста состоялось 2 ноября 1973 года. и было посвящено очередной годовщине "Великого Октября".
В этот день по мосту впервые проехали гражданские автомобили.
Мост в начале 1980-х
В 1980 году через мост прошла
эстафета Олимпийского огня
Принимая во внимание ценность и общегосударственное значение моста, он был переведен из коммунальной собственности в государственную и поставлен на баланс "Укравтодора".
Мост в 2003 году
14 февраля 2001 года сессия горсовета постановила передать мост из коммунальной в государственную собственность. 8 октября 2004 года правительство издало распоряжение о такой передаче.
3 ноября 2005 года с процессе передачи моста из коммунальной собственности города в государственную состоялись испытания моста «Бегущая лань» специалистами Научно-исследовательского института имени Шульгина (Киев).
8 Камазов, груженных по 25 тонн, трижды поочередно заезжали на мост, испытывая его на прочность и степень износа.
Источник В 2008 году мост Бегущая лань признан одним из семи чудес Каменца-Подольского
Источник
Источник Основные характеристики моста:
высота - 50 м.
расстояние между опорами - 174 м.
протяженность - 379,14 м.
ширина проезжей части - 14 м.
ширина тротуаров - 2,5 м.
Мост находится на национальной автодороге государственного значения Н-03 Житомир-Черновцы
___________________________________________________
Источники:
МІСТ "СТРІМКА ЛАНЬ" Олег БУДЗЕЙ "ПОДОЛЯНИН", 26 листопада 2004 р.НІАЗ «Кам'янець»Фотоархивы
Василия Вавричена
Василия Стринюка