Этот очерк был опубликован в журнале "Архитектурно-художественный еженедельник" в 1917 году
"Каменецъ-Подольскій, находящійся на самой югозападной окраинѣ Подольской губерніи, расположенъ на скалистыхъ берегахъ небольшой рѣчки Смотрича, въ чрезвычайно живописной мѣстности. Рѣчка эта, протекая по глубокой извилистой долинѣ, огибаетъ кольцомъ высокій утесъ - островъ, на которомъ расположена древнѣйшая часть Каменца - «Старый городъ», имѣющій за собой уже болѣе пяти вѣковъ исторической жизни.
Кругомъ раскинулись съ теченіемъ времени прибавленія города, въ восточной части «Новый планъ», а съ южной и сѣверной предмѣстья - русскіе и польскіе фольварки съ Бѣлановкой. Съ западной стороны городъ соединяется каменной стѣноймостомъ съ древнимъ замкомъ-крѣпостью и расположенными возлѣ замка поселеніями Подзамчемъ и Должкомъ. Замокъ въ былыя времена представлялъ неприступную пограничную крѣпость, сначала
литовскую, затѣмъ польскую, теперь же поражаетъ своимъ былымъ величіемъ и необыкновенной красотой.
Urbs antimurale christianitatis - передовое укрѣпленіе христіанства говоритъ еще много своими сѣдыми памятниками старины о многовѣковой тревожной жизни этого пограничнаго стража.
Основаніе города Каменца относятъ къ XIV в. и приписываютъ литовскимъ князьямъ братьямъ Коріатовичамъ. За свою многовѣковую жизнь городъ видѣлъ много войнъ, подъ стѣнами его крѣпости бывали татары, турки, волохи, казаки, по никто не могъ взять этой крѣпости.
Только въ 1672 году, Каменецъ сдался туркамъ подъ напоромъ 300-тысячной арміи, которые владѣли имъ 27 лѣтъ (1672-1699 г.г.). За время своего владычества турки многія церкви и костелы превратили въ мечети, построили высокій минаретъ около каѳедральнаго костела, поправили замокъ и мостъ, соединяющій замокъ съ городомъ.
Планъ города Каменца-Подольскаго
Но оставимъ историческую часть изложенія и отошлемъ желающихъ съ нею познакомиться къ богатой литературѣ по этому предмету.
Начнемъ описаніе съ замка.
Самый замокъ состоялъ изъ двухъ частей: стараго замка съ каменными постройками-башнями и стѣнами, и новаго - съ земляными укрѣпленіями - валами, рвами и т. д. Въ общемъ обѣ эти части въ планѣ представляютъ трехугольникъ, вершина коего обращена къ городу, а основаніе составляетъ западная линія земляныхъ укрѣпленій. Старый замокъ - глиптической формы, расположенъ на самомъ концѣ обрывистаго мыса и соединяется съ городомъ посредствомъ каменнаго, такъ называемаго Турецкаго моста.
Пройдя мостъ и не доходя воротъ замка, мы прежде всего встрѣчаемъ слѣва входъ въ погребъ, о которомъ говорятъ, что это начало подземнаго хода, соединявшаго Хотинскую и Каменецкую крѣпости. Напротивъ этого входа въ подземелье на углу замковой ограды, справа, находится четырехугольная башня, тремя своими сторонами выходящая наружу. Со стороны дороги въ каменную кладку башни, на двухъ ея сторонахъ, вдѣланы два большихъ пушечныхъ ядра, по одному съ каждой стороны. Башня эта прикрываетъ колодезь, вырытый въ скалѣ, глубиною въ 50 аршинъ и шириною около 7 1/2 арш.
На этой башнѣ есть слѣдующая надпись: 1544 Deus Tibi soli Gloria Job Praetfues Architector.
Черезъ обыкновенныя ворота входимъ на замковый дворъ. Въ настоящее время дворъ этотъ застроенъ зданіями, въ которыхъ помѣщается арестантское исправительное отдѣленіе, но за этими зданіями располагаются древнія стѣны и башни.
Башенъ въ настоящее время существуетъ девять. За башней угольной, на Краю обрыва, слѣдуютъ двѣ большихъ круглыхъ башни, стройной формы, съ остроконечными конусообразными каменными крышами и зубчатыми кирпичными парапетами.
На первой большой башнѣ, подъ окномъ второго этажа, замѣтны изображенія на камнѣ какого то герба съ бискубской шапкой.
На второй большой башнѣ надпись: TVRRIS CRESLAI ЕРІ VLADISLAVI - ENSIS HVIVS CA STRI FVNDATO- RIS IMPENSIS EST FINITA 1505
Пятая башня самая большая, здѣсь была нѣкогда замковая католическая каплица во имя св. Михаила, освященная въ 1575 г. о чемъ свидѣтельствуетъ надпись:
«Sacellum hoc consecratum est per Reverendissimum Martinum Bialobrzesni, Dei gratia Epivcopum Camenecensem et Abbatem Genov. Quod reparavit generosus Nicolaus Brzeski de Brzescie, terrarum Podoliae generalis capitaneus, ad laudem Dei Omnipotentis in titulum S. Michaelis Archangeli. A. D. 1575».
Шестая башня съ уцѣлѣвшей еще бѣлой штукатуркой, украшена высѣченными изъ камня знаками епископскаго достоинства. Надъ входомъ есть надпись: Verus amicus est rarior fenice.
Седьмая башня не имѣетъ какихъ-либо существенныхъ отличій, на восьмой виднѣется гербъ «Абданкъ съ епископскими знаками (инфулой, жезломъ, лентой и т. д.).
Наконецъ девятая башня была устроена турками на мѣстѣ двухъ бастіоновъ, взорванныхъ Геклингномъ въ 1672 г. Она квадратная въ основаніи, восьмиугольная по срединѣ и круглая въ вершинѣ, стоитъ на углу слѣва отъ входа въ замковый дворъ.
Всѣ башни соединены между собою высокой стѣной съ бойницами.
Городскія укрѣпленія состояли изъ укрѣпленныхъ въѣздовъ, такъ какъ скала, на которой построенъ городъ, представляла идеальное естественное укрѣплѣніе.
Въѣздъ съ сѣверной стороны назывался «Польской брамой». Нынѣ Польской брамы не существуетъ, остались только башни, мало по малу разрушающіяся отъ времени.
Невдалекѣ отъ остатковъ руинъ Польской брамы, встрѣчаемъ по бокамъ дороги два большихъ каменныхъ столба; на одномъ изъ нихъ высѣченъ гербъ Подоліи - солнце въ лучахъ и надпись: Pal. Pod. Эти столбы стоятъ на мѣстѣ бывшихъ здѣсь старыхъ воротъ.
На самой горѣ виднѣется еще одна громадная башня, называемая «Баторіевой». Здѣсь собственно пересѣкается линія городскихъ укрѣпленій - стѣнъ и башенъ, нѣкогда окружавшихъ городъ. Справа и слѣва къ Баторіевой башнѣ примыкаютъ бастіоны, изъ которыхъ въ одномъ устроенъ городской театръ.
Какъ польская брама оберегала въѣздъ въ городъ съ сѣверной стороны, такъ Русская брама защищала южный городской въѣздъ. Она представляла собою какъ бы отдѣльную крѣпость и состояла изъ четырехъ бастіоновъ, соединенныхъ между собою строеніями. Въѣздъ черезъ ворота запирался особой рѣшеткой, спускавшейся со второго этажа башни посредствомъ особаго механизма.
Надъ въѣздной аркой на стѣнѣ башни виднѣется высѣченный изъ камня гербъ Польши - одноглавый орелъ, а внизу надпись: «А. Д. 1770».
Надъ входомъ въ укрѣпленіе, соединяющее подворотную башню съ другой, стоящей у рѣки, на каменной доскѣ сохранилась надпись:
«Haec potra impensis Regiae Majestatis in vigilirum Regum erecta 1717».
Таковы остатки сѣдой старины, укрѣпленій города, который назывался передовымъ укрѣпленіемъ христіанскаго міра. Были еще и другія укрѣпленія, но отъ нихъ въ настоящее время ничего не осталось и мы только говоримъ о тѣхъ старыхъ башняхъ знаменитой твердыни, которыя своимъ присутствіемъ будятъ славное прошлое.
Историкъ Подоліи, д-ръ Ролле, говоритъ, что разъ только въ году руины эти мѣняютъ свой угрюмый видъ, когда весной покрываются зеленью и цвѣтами, высматривающими изъ каждаго карниза, изъ каждой щелины, и этотъ покровъ въ теченіе мая закрываетъ искалѣченные бока старой крѣпости, а затѣмъ черезъ все лѣто, осень и зиму руины замираютъ и терпѣливо ожидаютъ своего минутнаго возрожденія
Изъ костеловъ нынѣ въ Каменцѣ существуютъ: подоминиканскій во имя Св. Николая (XVII в.), потринитарскій во имя Св. Троицы (1765 г.), одинъ- армяно-грегоріанскій (XVIII в.) и каѳедральный.
Каѳедральный костелъ во имя Св. Петра и Павла былъ первоначально деревяннымъ, а въ началѣ XVI в. было построено каменное зданіе, главный корпусъ котораго существуетъ и понынѣ.
Построеніе каменнаго костела, приписывается бискупу Іакову Бучацкому (1502-1577 г.) и первоначально главный алтарь былъ обращенъ на западъ, входъ былъ съ востока съ главной площади. Въ половинѣ XVI в. былъ пристроенъ къ главному корпусу каменный придѣлъ, называвшійся «бискупьей каплицей».
Въ 1616 г. пожаръ много повредилъ зданію. Въ половинѣ XVII ст. бискупъ Михаилъ Взялынскій перенесъ главный алтарь на востокъ и къ алтарной части, съ восточной стороны, пристроилъ пресвитеріумъ (presbiterium) соотвѣтственно ширинѣ средняго корабля храма. Съ сѣверной же части пристроилъ придѣлъ въ честь Таинства Евхаристіи (Przenajsio Sakramenta) съ византійскимъ куполомъ. Турки (1672 - 1699), превратили этотъ костелъ въ главную мечеть, и затѣмъ съ западной стороны пристроили изъ тессанаго камня высокій, стройный минаретъ, существующій до сихъ поръ.
Въ XVIII в. въ планѣ костела ничего не измѣнилось, кромѣ существующихъ тріумфальныхъ воротъ.
Эти ворота, украшены наверху статуями ангеловъ и св. Яна въ срединѣ и построены въ 1781 г. по случаю посѣщенія Каменца королемъ Станиславомъ Августомъ, о чемъ говоритъ подпись:
«Hac intrabat Stanislavus Augustus rex die XI 9-bres 1781 anno».
Въ XIX ст. къ костельному зданію прибавилась «закристія канониковъ», а также съ сѣверной стороны паперть (kruchta) въ романскомъ стилѣ (1816 г.). Вслѣдствіе разновременныхъ и разнохарактерныхъ прибавленій зданіе не имѣетъ единства стиля, хотя главный корпусъ имѣетъ форму базиличную.
Въ половинѣ XVII в. костелъ имѣлъ 12 престоловъ (oltarzy) и 8 придѣловъ (kaplic). Нѣкоторыя имѣли своихъ попечителей и фундаторовъ. Въ половинѣ XVIII в. надъ западнымъ входомъ былъ устроенъ красивый фронтонъ - весь изъ тесанаго камня, украшенный сверху скульптурными изображеніями св. ап. Петра и Павла, Распятія и др.
На верху минарета надъ полумѣсяцемъ была поставлена 10 мая 1796 г. мѣдная статуя, изображающая благословляющую Богородицу, стоящую на шарѣ; вокругъ головы ореолъ со звѣздами.
Въ Старомъ городѣ есть нѣсколько старинныхъ церквей.
Самые древнія - Св.-Троицкая, Іоанно- Предтеченская, Петропавловская и Николаевская.
Св.-Троицкая церковь - каменная съ деревяннымъ глухимъ куполомъ и каменной колокольней надъ западной частью зданія. Вѣроятное ея существованіе вторая половина XVI в.
Іоанно-Предтеченская церковь находится въ ю.-в. сторонѣ стараго города, противъ Губернаторской или Николаевской площади. Она каменная съ массивной четырехгранной колокольней и съ маленькимъ деревяннымъ куполомъ надъ средней частью храма. Древность ея восходитъ къ XVI вѣку.
Петропавловская церковь находится ниже теперешняго каѳедральнаго собора, она очень малая, каменная, построена въ 1850 г.
Николаевская церковь находится въ ю.-в. части стараго города возлѣ армянокатолическаго костела. Эта церковь конца XIV в. была сначала армяно-грегоріанской каплицей, здѣсь имѣется надгорбный барельефъ (сохранилась только половина) надъ гробомъ похороненнаго здѣсь Эчміадзинскаго армянскаго патріарха Мельхиседека, сконч. въ Каменцѣ въ 1627 г.
Каменецкій каѳедральный соборъ передѣланъ изъ Кармелитскаго костела въ 1878 г. Подольскій Архіерейскій домъ помѣщается въ зданіяхъ бывшаго францисканскаго католическаго монастыря, закрытаго въ 1787 г.
На Новомъ планѣ находится новая Александро-Невская церковь - въ византійскомъ стилѣ, построенная въ 1893 г.
Съ проведеніемъ желѣзной дороги Проскуровъ - Каменецъ, городъ въ послѣднее время постепенно сталъ оживляться. Значительное вліяніе на благоустройство города оказало заселеніе новой части города, такъ называемаго «Новаго плана». Изъ пустопорожнихъ выгонныхъ пахотныхъ полей получился красивый городъ, съ просторными улиицами и площадями. На Новомъ планѣ выстроены громадныя зданія духовной семинаріи, городской больницы, женской гимназіи, Александро-Невская церковь и др.
Лучшее украшеніе этой части города - Новый Бульваръ: садъ этотъ расположенъ вдоль обрыва отъ Новаго Моста къ Польскимъ Фольваркамъ. Перенесенъ со Стараго города и базаръ и на его мѣстѣ разведенъ небольшой скверъ.
Но многое еще въ Старомъ городѣ напоминаетъ прежнія времена; кривыя, узкія улицы, скученныя постройки. Пожары способствовали тому, что на пепелищахъ вмѣсто старыхъ зданій появились дома модернизированнаго типа.
Скученность построекъ объясняется тѣмъ обстоятельствомъ, что жители, опасаясь нашествія непріятеля, предпочитали жить въ наиболѣе безопасной части Стараго года. Поэтому, улицы въ этой старѣйшей части города и до сихъ норъ слишкомъ узки; дома въ два и болѣе этажа съ весьма малыми дворами или же вовсе безъ нихъ.
Только съ XVIII в., когда жизнь стала спокойнѣе, городъ сталъ выходить за предѣлы стѣнъ и скалъ. Пожары причиняли большія опустошенія городу. Пожаръ 1616 г. особенно памятенъ, необходимо было давать привилегіи для успѣшнаго застроенія города каменными домами. Послѣ турецкаго владычества городъ былъ оставленъ въ жалкомъ видѣ. Много усадебъ лежало пустырями, многіе дома - въ развалинахъ, безъ оконъ и печей.
Съ началомъ XVӀӀӀ в. городъ началъ мало по малу обстраиваться; во второй половинѣ XVIII в. много потрудился надъ приведеніемъ въ порядокъ города Стефанъ Маковецкій, чашникъ червоногродскій, которому подольскій сеймикъ 1760 г. поручилъ заняться исправленіемъ укрѣпленій.
Онъ починилъ ратушу, вымостилъ рынокъ и нѣсколько улицъ, устроилъ каменные столбы для фонарей и думалъ даже устроить мостъ черезъ долину Смотрича, что было сдѣлано много лѣтъ спустя.
Послѣднее время, много причинъ способствовало оживленію города, которое пріостановлено теперь раскатами пушекъ и ужасами переживаемой войны, заставившей прекратить нормальную колею обще
ственной жизни и перевести въ болѣе безопасное мѣсто нетолько учрежденія, но и многія самыя цѣнныя сокровища былыхъ временъ".
В. Н. Сведерскій.
20.11.1917
Место издания: Петроград
Издательство: Общество архитекторов-художников
Источник