Посол США под дождём петербургских вопросов

Mar 19, 2013 22:35

Посол Америки в России Майкл Макфол чем-то привлек мое внимание еще в самом начале своего назначения. Возможно - своей подчеркнутой доброжелательностью и открытостью; возможно, тем, что как и я, он учился в СПбГУ (тогда ЛГУ); возможно, своим видеообращением к жителям России, которое он записал в январе 2012 г. Как бы то ни было, я следил за его работой и с удовольствием слышал о нем хорошие новости, а сегодня смог встретиться с ним лично.



Майкл Макфол провел встречу в Библиотеке Маяковского в Санкт-Петербурге, отвечая на вопросы желающих,  вход был свободный. Встреча заняла чуть меньше часа. Несмотря на то что о ней стало известно лишь накануне, избежать ажиотажа не удалось - люди приходили занимать места за полтора часа до начала. Небольшой Белый зал в котором комфортно вмещается человек 150 был сильно переполнен, в дверях стоял людской хвост. По моим подсчетам, собралось около 250-300 человек.



Толпа в дверях

Макфол прибыл с получасовым опозданием. А я-то рассчитывал на западную пунктуальность ( Впрочем, ехал посол по русским дорогам, так что его можно понять). За опоздание он извинился в шутливой форме и вообще старался шутить как можно больше. По-моему, веселить зрителей считает своим долгом любой американец, выступающий публично.

Он отвечал на вопросы стоя, а не сидя, иногда делал неожиданные резкие жесты. Я насчитал трех охранников, очень крепкие высокие мужчины в галстуках. Один был просто персонажем, сошедшим с экрана кино, жаль, что не удалось его сфотографировать.



"Мы поговорим о Монтане, о Стэнфорде, о Калифорнии, о баскетболе, ну или о чем вы захотите поговорить", - начал Макфол. Вообще на протяжении всей беседы посол не уставал ввернуть, что он простой человек из Монтаны и что лучшее место для учебы - Стэнфорд.

Макфол сказал, что не ожидал увидеть так много людей. Говорил он всё время по-русски, довольно хорошо, хотя иногда и путал слова, например, сказав о себе: "Я - библиотека". Не раз подчёркивал, что он прежде всего - университетский профессор, делая ударение на третьем слоге - "профессОр". Чуть ниже есть видео где можно послушать как он разговаривает.



Как и ожидалось, затронули все острые темы - закон Димы Яковлева, дело Магнитского, фальсификации на российских выборах, вторжение в Ливию. Однако, опять же как и следовало ожидать, сенсационных заявлений не было, звучали общие дипломатические формулировки. Посол часто повторял: "Мы над этим работаем", "Мы стараемся это изменить". Вопросов было много, самых разных, ниже остановлюсь лишь на самых острых.

- Я обратил внимание на большое количество фальсификаций на российских выборах. Как у вас проходят выборы? - поинтересовался серьезного вида молодой человек.

- Всё прекрасно, конечно, - пошутил Макфол. Он привёл слова Обамы о том, что выборы оказались слишком дорогими и поговорил на тему того, что главное на американских выборах - конкуренция. Его ответ на видео ниже.

image Click to view





Эта девушка представляла общественную организацию "Профсоюз граждан России" - общероссийское общественное объединение проправительственной ориентации, созданное писателем Николаем Стариковым. Девушка мягко попеняла Макфолу, что он встречается в основном с оппозиционерами и, назвав свое движение государственниками, пожаловалась, что на их предложение о встрече посол не откликнулся. Майкл Макфол в ответ сказал, что он открытый человек и готов встречаться, добавил, что о нем много мифов и осчастливил барышню визиткой.

Он не смог ответить на вопрос о том какие профессии сейчас в США пользуются наибольшей популярностью, но сказал кого в стране не хватает - инженеров. По его словам, это одна из самых выгодных профессий в Америке, наблюдается большой дефицит инженеров в Силиконовой долине, поэтому места занимают в том числе приезжие из России и Индии. Он сказал, что, кажется, в Силиконовой долине трудятся 40 тыс. русских и что в России хорошее образование в этой сфере.



- На каком основании и почему истребление людей, кровь и насилие, захват территорий являются национальной политикой США? - спокойно, но с явно ощущающимся внутренним напряжением поинтересовался мужчина на фото ниже.  Когда он задал этот вопрос, многие зааплодировали, по-моему, аплодирующих было около четверти зала. Мужчина говорил о Ливии.



- Три дня назад американский солдат прислал на мой электронный адрес такое сообщение - вам не найти другого такого позорного флага который смог бы прикрыть другое такое же количество убийств людей, - продолжил мужчина.

- Ну у нас свободная страна и я очень рад, что к вам смогли обратиться с этим выражением, которое я не разделяю, - парировал Макфол. Он сослался на зверства Каддафи по отношению к своему народу и на решение ООН, против кторого правительство России не выступило с вето. "Мы спасли людей в Ливии, наши солдаты теперь не в Ливии, мы не захватили страну, оккупации там нет", - объяснял Макфол.

- Это двойные стандарты! - воскликнул мужчина.

- Почему? - заинтересованно спросил Макфол.

- Потому что! - сообщил оппонент. Все засмеялись, а ведущий передал право задать вопрос другому.



В ходе беседы Макфол упомянул, что его семья сначала боялась переезжать в Россию. "Все-таки есть образ, что такое Россия, не буду его комментировать", - сказал посол.

Молодой человек, стоявший рядом со мной и оказавшийся корреспондентом неизвестного мне издания "Вольтер", рассказал, что раньше в кино главными врагами Америки были русские, а потом арабы.  "Только за эту весну Северная Корея в двух блокбастерах успешно атаковала США", - напряженным голосом, словно читая сводку новостей в радиоэфире, сказал молодой человек.

- Правда? - удивился Макфол. - Я не в курсе.

Молодой человек поинтересовался на каких основаниях формируется образ главного врага США.

- Рынок, капитализм, - коротко ответил Макфол. - Киностудии делают то, что им кажется выгодным для их бизнеса.

Последний вопрос позабавил зрителей, они захлопали: "Как вы считаете, насколько было бы этично, если сенаторы США имели бы квартиры в Сочи"?

- Это было бы хорошо, - сказал Макфол, пояснив, что в США люди могут вкладывать деньги куда пожелают. - Чем больше наших сенаторов было бы здесь, тем лучше.

Мне не понравилось то, как вела себя в завершении встречи значительная часть аудитории: организаторы несколько раз сказали, что послу пора на поезд, но его окружили стеной, совали какие-то документы, клянчили визитки, задавали вопросы и мешали пройти. Мой друг из Японии, присутствовавший в зале, сказал, что японцы вели бы себя вежливее и сдержанней. "Не хочу быть таким журналистом", - сказала девушка-фотограф, стоящая рядом, глядя на неприятную толпу вокруг Макфола.

Я еще раз встретил Майкла Макфола на первом этаже у выхода - он шел улыбаясь и кивая всем, благодаря за встречу. "Thank you, sir", - неожиданно мягко сказал Макфолу громадный охранник, открывая перед ним дверь машины. Какая это модель - я не знаю, так как абсолютно не разбираюсь в автомобилях.

политика, Санкт-Петербург, США

Previous post Next post
Up