Преподобный Исаак Сирин пишет: «Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами». Но рассуждая об аде, Исаак Сирин говорит практически то же самое: ад - это тоже действие Божественной любви: «Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение, вящее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, язвительнее всякого наказания».
По мысли преподобного, ад и рай являются различными способами восприятия одной и той же реальности - любви Божией: «Любовь своею силою действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой».
Следовательно, и в аду люди будут не лишены Божественной любви. Бог любит всех людей - и праведников, и грешников, но не все в той же мере и одинаковым образом будут ощущать эту любовь. Для кого-то эта любовь будет блаженством, для кого-то - невыносимой мукой. В любом случае неправильно утверждать, что ад - это отсутствие Бога. «И будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28), - писал апостол Павел.
Поэтому ад - это не отсутствие Бога, как порой считают, а видение Его как огня, а не света. В Библии Господь называется «ревнителем» и «огнем поядающим». Причастие Тела и Крови Христовых в Последовании к Таинству называется огнем и углем, святыней, попаляющей недостойных.
Евгения НОВОСЕЛЬЦЕВА